Словарь по христианству И ИОАНН АПОКАВК

ИОАНН АПОКАВК

ИОАНН АПОКАВК (около 1155 – 1233 гг.) – византийский церковный и политический деятель Эпирского деспотата, митроплит Навпактский (1199/1200 – 1232 гг.), канонист, писатель. Происходил из семейства эпирских магнатов; дядя Иоанна Апокавка Константин Манасси был митрополитом Навпакта в 1170–1180 гг. Иоанн Апокавк обучался в Константинополе вместе с Мануилом Сарантином (Константинопольский патриарх в 1217–1222 гг.); в сане диакона исполнял должность помощника митрополита Навпактского. С 1186 г., после смерти Константина Манасси, был переведён в Константинополь на должность ипомнематографа в патриаршем ведомстве Великой церкви при патриархе Никите II Мунтане (1186–1189 гг.), вёл записи бесед во время заседаний Священного Синода (вторично исполнял те же обязанности в 1193 г.). До рукоположения занимался литературным творчеством (сохранилось несколько написанных им эпиграмм). Константинопольский патриарх Иоанн X Каматир (1198–1206 гг.) рукоположил Иоанна Апокавка в митрополита Навпакта (Эпир). Он вступил на митрополичий престол в последние годы правления династии Ангелов, в то время, когда начался распад Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя крестоносцами в 1204 г. Иоанн Апокавк был одним из тех церковных иерархов, которые поддержали политику правителей Эпирского деспотата Михаила I Ангела (1205–1215 гг.) и Феодора Ангела Комнина Дуки (1215–1230 гг.), направленную на укрепление местной государственности и противостояние латинскому завоеванию. Они стремились консолидировать греков, подкрепляя эпирскую экспансию церковной политикой. В 1210 – начале 1220 гг. Иоанн Апокавк был фактическим главой церкви Эпира, поскольку в его юрисдикции оказалась почти вся территория образовавшегося деспотата: митрополия в Навпакте и подчинённые ей епархии Химара, Дриинополь, Бутрот, Велла, Янина, Воница, Астакос, Аэтос и Арта (столица деспотата). Наряду с ним большой авторитет в церкви Эпира имели митрополиты Керкиры Василий Педиадит (около 1202 – 1219 гг.) и Георгий Вардан (1219–1232 гг.), архиепископ Охридский Димитрий II Хоматиан  (1216/1217 – после 1236 гг.); два последних были избраны на церковные кафедры по рекомендации Иоанна Апокавка. Положение церкви Эпира в первой половине XIII в. было очень сложным. Падение Константинополя в 1204 г. привело к разрушению традиционных институтов патриаршей власти и дезинтеграции церковных общин на всей бывшей территории Византии. В первые годы после захвата Константинополя крестоносцами Эпирская церковь была вынуждена принять унию с Римом, поскольку деспот Михаил в 1205 г. признал себя вассалом короля Фессалоники Бонифация Монферратского, а в 1209 г. заключил договор с папой Римским Иннокентием III (1160/1161 – 1216 гг.), в котором признал себя слугой Римского первосвященника. Формально Римская церковь могла претендовать на то, чтобы принять Эпир в свою юрисдикцию, поскольку до VIII в. епархии всего Иллирика (западной части Балкан) находились в подчинении Рима. Однако при Иоанне Апокавке дальнейшего сближения Эпира с Римом не произошло.

 



 
PR-CY.ru