Словарь по христианству И ИОАКИМ II

ИОАКИМ II

ИОАКИМ II – Антиохийский патриарх до 20 июня 1458 г. – после 1 июня 1459 г.; по иным данным – Иоаким III, с 1476 по 1493 гг. Вся сохранившаяся о нём информация содержится в материалах посольства, отправленного папой Римским Каллистом III (1455–1458 гг.) на Восток в августе 1456 г. Миссия во главе с кипрским дворянином М. Жибле (получившим впоследствии сан архидиакона Антиохийской церкви) имела целью упрочить позиции Рима на Ближнем Востоке накануне планировавшегося Крестового похода европейских государей против османов. Жибле вёл переговоры о сотрудничестве с эмирами области Гарб в Южном Ливане и встречался с Антиохийским патриархом Михаилом III (1451–1456 гг.), которому предлагал возобновить унию с Римом. Во время этого визита папскому легату удалось привлечь к идее унии Иоакима, который занимал кафедру епископа Епифании (Хамы). По мнению исследователей, если считать эту информацию достоверной, то можно заключить, что Иоаким был рукоположён после сентября 1451 г., т.к. в грамоте об избрании на патриаршество Михаила III (1451 г.) епископом Хамы назван некий Ефрем. Из Сирии Жибле отправился в Египет, где обсуждал аналогичные вопросы с Александрийским патриархом Марком VI (1459 – около 1486 гг.), а потом проживал на Кипре и вёл переписку с восточными патриархами. После смерти Антиохийского патриарха Михаила III ему наследовал его брат Марк III (1456 – 1457/1458 гг.; по иным данным – с 1462 по 1476 гг.), который встречался с Жибле (в феврале 1457 г.), созвал Собор для установления поминовения папы в Антиохийской церкви и начал переписку с Римом. После смерти Марка III патриархом стал Иоаким, давний приверженец унии. Он прибыл в Палестину, где встретился с Иерусалимским патриархом Иоакимом (1431–1450 гг.) и Александрийским патриархом Марком в селении Рама (или Рамалла). Иерусалимский патриарх поддался настойчивым уговорам других иерархов и присоединился к унии. 20 июня 1458 г. Иоаким II составил письмо папе Римскому Пию II (1458–1464 гг.) с извещением о своём вступлении на престол. На следующий год М. Жибле прибыл в Иерусалим и 20 мая 1459 г. побудил трёх патриархов подписать грамоту к христианским князьям Европы с призывом к новому Крестовому походу. Получив полномочия представителя восточных патриархов и эмиров Гарба, папский эмиссар отплыл в Италию, а 21 апреля 1460 г. от имени патриархов подписал пакт об унии с Римом. В память об этом событии папа Римский повелел перевести на латынь арабские документы патриархов, связанные с принятием унии (эти тексты вошли в состав кодекса «Liber rubeus»). Иных сведений о патриаршестве Иоакима II у исследователей нет. Источники конца 1460 – начала 1470 гг. называют Антиохийским патриархом Михаила IV (около 1470/1474 – до 1484 гг.); Иоаким II, вероятно, скончался раньше. Уже в XVII в. хранитель папских архивов Гонфалоньери (на самом деле это не фамилия, а должность) высказал сомнение в аутентичности документов «Liber rubeus». Известно, что псевдопосольства в Рим во второй половине XV в. якобы от различных восточных властителей предлагали военный союз против турок и даже церковную унию. Эти «миссии» были организованы авантюристами из папского окружения в пропагандистских целях или ради собственной выгоды. В конце XIX в. была попытка связать миссию М. Жибле с деятельностью францисканского миссионера Грифона, работавшего в Бейруте в середине XV в. среди маронитов. Однако исследователь Ж. Насралла ещё раз оспорил аутентичность сообщения об унии трёх патриархов, ссылаясь на то, что никто из учёных не анализировал документы, привезённые Жибле. Арабо-христианские хронисты не упоминают ни Марка III, ни Иоакима II, а пишут только о патриаршестве Михаила III (1451–1497 гг.). Впоследствии Ж. Насралла упоминал о миссии М. Жибле и его переговорах с восточными патриархами, включая Иоакима II, но по-прежнему высказывал сомнения в достоверности этой информации.

 
PR-CY.ru