Словарь по христианству И ИОАНН VIII Ксифиллин

ИОАНН VIII Ксифиллин

ИОАНН VIII Ксифиллин – Константинопольский патриарх с 1 января 1064 г. по 2 августа 1075 гг., святитель; память 30 августа. Родился в 1006, 1010 или 1012 г. в Трапезунде в богатой и знатной семье (по другим данным, в небогатой семье). Основные сведения о его жизни содержатся в трудах Михаила Псёлла («Надгробное слово Ксифилину», переписка, «Апология»), в письмах к нему Иоанна Мавропода, в его патриарших документах. Также Иоанн VIII Ксифиллин упоминается в сочинениях византийских историков Михаила Атталиата, Продолжателя Скилицы и восточных хронистов Михаила Сирийца, Матфея Эдесского, Бар Эбрея. Рано лишившись отца, Иоанн VIII Ксифиллин воспитывался матерью, женщиной благочестивой (её заботами он получил прекрасное образование в родном городе). Около 1030 г. отправился в Константинополь, где был принят в круг наиболее просвещённых мужей, яркими представителями которых были, из старшего поколения – святитель Иоанн Мавропод (около 1000 – около 1070 гг.), и ровесники – будущий патриарх Константин III Лихуд (1059–1063 гг.) и один из величайших восточно-римских историков Михаил Псёлл (1018 – около 1078 гг.). Учился вместе с Михаилом Псёллом в школе Иоанна Мавропода (впоследствии митрополит Евхаитский), занимался, в основном, изучением права, хотя не пренебрегал и философией, риторикой, диалектикой. По мнению исследователей, в это время Иоанн VIII Ксифиллин был рукоположён во диакона Константинопольским патриархом Алексием I Студитом (1025–1043 гг.) и получил должность хартофилакса в ведомстве константинопольской Великой церкви. После окончания обучения по рекомендации Михаила Псёлла он был представлен императору Константину IX Мономаху (1042–1954 гг.), который привлёк к процессу восстановления образования наиболее просвещённых людей того времени, в первую очередь, Михаила Псёлла, ставшего «ипатом философов», и Иоанна VIII Ксифиллина, который был (вероятно, 21 апреля 1047 г.) назначен номофилаксом – главой вновь открывшейся в Константинополе юридической школы. Однако вскоре в Константинополе среди представителей старой элиты началось движение против призванных императором специалистов, которое коснулось и Иоанна. Критика Иоанна VIII Ксифиллина косвенно касалась и Михаила Псёлла, который в его защиту написал «Апологию в защиту номофилакса от Офриды». Согласно Псёллу, молодость Иоанна VIII Ксифиллина не может помешать ему стать мудрым и преуспеть в красноречии. Однако вскоре позиции кружка интеллектуалов при дворе пошатнулись: от власти был отстранён их покровитель – Константин III Лихуд, а его место (должность месадзона) занял евнух Иоанн. В конце 840 гг. некий синайский монах и судья Офриды, поддерживаемый высшим юридическим сообществом Константинополя, написал донос, обвинив Иоанна VIII Ксифиллина в невежестве и, прежде всего, в «вольнодумстве» (судья выражал взгляды консервативных слоёв византийской судебной бюрократии, недовольной реформой судебной системы и юридического образования с учреждением школы права). Несмотря на поддержку Михаила Псёлла, Иоанн VIII Ксифиллин был отстранён от занимаемой должности. Своих должностей также лишились Константин III Лихуд, Иоанн Мавропод, Михаил Псёлл и др. Иоанн VIII Ксифиллин покинул Константинополь и принял монашество в одном из монастырей вифинского Олимпа, где жил десять лет. Отсюда он вёл переписку с Псёллом и убеждал его оставить столицу и присоединиться к нему, приняв постриг (сохранились только ответные письма Псёлла). После принятия монашества Иоанн VIII Ксифиллин начинает дистанцироваться от Псёлла, в частной переписке обвиняет его в излишнем увлечении произведениями античных мудрецов, отдаляющими Псёлла от познания Бога, и в предпочтении мирской жизни в ущерб спасению. Михаил Псёлл за этот период, вернувшись в столицу, восстановил там своё влияние и даже сумел убедить императора Исаака I Комнина (1057–1059 гг.) постричься в монахи и отречься от престола в пользу Константина X Дуки (1059–1067 гг.), в результате чего Псёлл стал первым советником нового императора, а патриархом – друг Пселла и Иоанна Константин III Лихуд. После смерти Константина III Лихуда император Константин X Дука (предположительно по рекомендации Псёлла) вызвал Иоанна VIII Ксифиллина из монастыря в Константинополь. Некоторое время тот отказывался занять патриарший престол, желая совершенствоваться в монашеском подвиге, но уступил уговорам Псёлла. Он был рукоположён сначала в иереи, а через неделю, 1 января 1064 г. – в епископы. Время патриаршества Иоанна VIII Ксифиллина совпало с периодом политического кризиса в Византии. В условиях нестабильного положения государства патриарх должен был проявлять, с одной стороны, принципиальность в отношениях с императорской властью, с другой – поддерживать её в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

 



 
PR-CY.ru