Словарь по христианству И ИОАНН Каппадокиец

ИОАНН Каппадокиец

ИОАНН Каппадокиец – консул и префект претория Востока (532–541 гг.), патриций и консул (538 г.), один из ближайших вельмож императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Византийский чиновник Иоанн Лид и историк Захария Митиленский (VI в.) сообщают, что Иоанн был родом из Кесарии Каппадокийской. Секретарь полководца Велисария (около 504 – 565 гг.) Прокопий Кесарийский (490/507 – после 565 гг.), автор «Хронографии» Иоанн Малала (около 491 – 578 гг.) и Захария Митиленский именовали его Иоанном Каппадокийским в целях устранения противоречий, т.к. в то время имя Иоанн применялось очень широко; Лид и Малала временами упоминают его просто как «Каппадокиец». О его родственных связях сведения крайне скупы, и только двое его родственников установлены достоверно (дочь Юфемия и некий родственник по имени Иоанн Максиллоплюмаций). Современные ему историки в отношении к нему были настроены предвзято (в частности, Прокопий и Лид), и их оценка зачастую окрашена их предубеждениями. Прокопий утверждает, что Иоанн был плохо образован и низкого происхождения, хотя неохотно соглашается, что именно выдающиеся природные способности Каппадокийца привели к его возвышению до такого положения. Впервые Иоанн появляется в первоисточниках в качестве скриниариуса (нотариуса) на службе у некоего военного магистра. Его идеи организации управления, как сообщается, привлекли внимание Юстиниана, что привело к его повышению до должностей, подразумевающих ответственность за финансы. В апреле 531 г. Иоанн занял пост префекта претория Востока. Он не только умел в полном объёме, вместе с недоимками собирать налоги, но и постоянно изобретал новые, к числу которых относится и так называемый аэрикон. Этот сбор, полагают исследователи, являлся штрафом за несоблюдение расстояния между домами и приносил казне доход в 3 тыс. литр золота ежегодно. Находясь на этих постах, Иоанн смог наиболее широко зарекомендовать себя, чтобы получить титул «Vir illustris» («сиятельный») и, в конечном счёте, занять пост префекта. Есть предположение, что его близкие взаимоотношения с императором могли завязаться в период службы Юстиниана в должности Magister militum praesentalis в 520 гг., которая обычно предшествовала избранию на трон. Иоанн был поставлен во главе первой комиссии по созданию нового свода законов Юстиниана (Corpus iuris civilis), а также стал главным советником Юстиниана в области права. Назначение на должность префекта Востока дало ему полномочия вводить новые налоги с населения. По словам современников, Иоанн «грабил людей из разных сословий во всех городах, и знатных, и ремесленников, добывая таким образом в казну много золота». Тюрьма префектуры постоянно пополнялась недоимщиками, которых подвергали жестоким пыткам. Новые налоги были очень непопулярными, и толпа возмутилась, что привело к восстанию Ника 532 г. Восставшие требовали отставки Иоанна и квестора Трибониана. Юстиниан удовлетворил их требованиям, пока восстание не было подавлено, после чего восстановил Иоанна в должности префекта и Трибониана в должности квестора. После восстания, поддерживавшегося высшим классом сенаторов, Иоанн стал даже более влиятельным в политических делах, оказывал влияние на военные решения Юстиниана, способствуя подписанию Вечного мира с царём  Персии Хосровом I и убеждая Юстиниана не опустошать казну большим походом в Северную Африку. Иоанн работал совместно с императором над сокращением аппарата чиновников и бюрократии в Константинополе и в провинциях, внедряя зачатки меритократии («власть достойных»). Награбив за короткое время большие деньги, он предался не знающему границ пьянству и разврату. В результате происков императрицы Феодоры в 541 г. был удалён из Константинополя и назначен епископом в Кизике, а позже (несмотря на то что был обвинён в убийстве кизикского епископа) переселён в Верхний Египет в город Антинополь. После смерти Феодоры (548 г.) Иоанн вернулся в Константинополь, хотя другие участники этого преступления были сурово наказаны. Умер в нищете и бедности. Во время ссылки он был вынужден просить милостыню, что, как предполагают, послужило основой к созданию легенды о нищенстве Велисария.

 
PR-CY.ru