ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ, Сергиев Иван Ильич - Страница 49

В последние годы появилось значительное количество образов Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре, шитье. В качестве примеров исследователи упоминают настенные росписи 1998 г. работы А.Ф. Мельничука в нижнем храме Иоанна Рильского Иоанновского монастыря (Иоанн Кронштадтский изображён в рост, в зелёной фелони, с потиром в руке), роспись 1999 г. художника Ярослава Онуфриевича Шкандрия в церкви Максима Грека в Сеуле (Южная Корея), мозаичные образы на стене Владимирского крепостного собора в Кронштадте (святой в рост, с храмом и развёрнутым свитком в руках) и на стене нового храма во имя Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге (поясной образ Иоанна Кронштадтского со свитком по типу иконы архимандрита Киприана (Пыжова)). Одним из наиболее значимых скульптурных образов святого исследователи считают памятник, установленный в 2008 г. в сквере перед Мемориальным музеем-квартирой Иоанна Кронштадтского в Кронштадте (скульптор Андрей Владимирович Соколов, автор проекта создания мемориальной зоны архитектор Георгий Николаевич Бойко). Поясной образ Иоанна Кронштадтского со свитком выполнен Ольгой Аркадьевной Стенинг-Фронтинской в технике золотного лицевого шитья на хоругви для церкви Казанской иконы Божьей Матери (подворье Валаамского монастыря). Иконы Иоанна Кронштадтского получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Особенно часто исследователи встречают их в православных храмах Финляндии. Один из оригинальных поясных вариантов письма авторитетного в Финляндии иконописца Петроса Сасаки, японца по происхождению, находится в Линтульском монастыре (1995 г., икона написана к 100-летнему юбилею обители). Иоанн Кронштадтский показан со свитком, поднятым вверх по типу древних пророческих изводов, в двух медальонах помещены миниатюрные оплечные образы Спасителя и Богородицы. Исследователи полагают, что другой необычный образ святого, обращённого к благословляющей его Богородице в облаках, с изображением на фоне обители в горах является интерпретацией сюжета «Явление Божьей Матери праведному Иоанну Кронштадтскому» (написан учеником иконописной школы в Нововалаамском монастыре в Финляндии). На фресках иконостаса церкви во имя Иоанна Кронштадтского в Гамбурге (Германия) помещён образ святого с шестью клеймами жития (2007–2008 гг., иконописец Анна Владимировна Зданович, руководитель Александр Николаевич Солдатов). Таким образом, в современной иконографии Иоанна Кронштадтского исследователи отмечают следующие тенденции. В редких случаях за основу композиции избирается определённое прижизненное изображение (фотография, портрет), как правило, это собирательный образ. Требование сходства с реальным лицом привело к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения образов. Наиболее распространённым иконографическим изводом исследователи считают поясной прямоличный образ с богослужебными атрибутами – потиром, Евангелием. На иконах Иоанна Кронштадтского, прославленного в Русской православной церкви в чине праведника, прослеживаются иконографические признаки святительского чина, чина преподобных, праведников, существуют отдельные примеры изображения атрибутов пророков. Такая широкая трактовка образа Иоанна Кронштадтского исследователи считают оправданной особенностями его личности и подвижнического служения.



 
PR-CY.ru