ИЯ - Страница 2

Впоследствии тело Ии было перенесено в Константинополь, и там же был воздвигнут посвящённый ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений. Прокопий Кесарийский в сочинении «О постройках» сообщает о реставрации императором Юстинианом I храма, посвящённого мученице Ии: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав её уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью». В Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) под 5 августа говорится о праздновании памяти Ии в трёх посвящённых ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т.е. Босфора. Список Типикона Великой церкви из монастыря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 августа. После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) церковь мученицы Ии у Золотых ворот была разорена, а её мощи перенесены в Манганский монастырь. Помимо основных дней памяти Ии (5 августа и 11 сентября) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днём кончины Ии названо 5 августа, а в Венском списке – 3 августа. Из авторитетных агиографических источников память Ии под 5 августа содержат Синаксарь Константинопольской церкви и Патмосский список Типикона Великой церкви, под 4 августа – список Типикона Великой церкви из монастыря Честного Креста в Иерусалиме и греческие стишные Синаксари (например, 1301 г.). «Житие Ии» под 11 сентября в византийских Минеях Четьих не встречается. Однако исследователи встречают её в Синаксарях и Минологиях (например, в Синаксаре Константинопольской церкви; в Минологии императора Василия II). При этом Синаксари семейства «С» по классификации Ипполита Делеэ, некоторые стишные Синаксари (например, в Историческом музее, XV в.) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592 г.) помещают сведения об Ии под 10 сентября, а Синаксарь XV–XVI вв. – под 9 сентября. Под 25 сентября память Ии внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой церкви и в некоторые стишные Синаксари (например, Исторического музея, 1295 г.). В армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) Ия упоминается 2 хори, т.е. 11 сентября, в Александрийском Синаксаре в его переводе на геэз (около 1400 г.) – 11 маскарама, т.е. 8 сентября. В составленный в XVI в. кардиналом Цезарем Баронием Римский Мартиролог память Ии была включена под 4 августа. Некоторые исследователи отождествляют Ию с мученицей Евдокией на основе совпадения в ряде византийских Синаксарей дня памяти этих святых – 4 августа, а также из-за отсутствия древнего сказания о мученице Евдокии.



 
PR-CY.ru