ИЕРОКРАТИЯ

ИЕРОКРАТИЯ (от греч. святой и власть) – в христианстве – верховная власть духовенства в церкви и обществе, характерная для католицизма. В меньшей степени – для православия; форма организации и понимания власти, при котором носитель власти считается священным и в силу этого обладает властью. Соотношение священного и власти можно рассматривать в следующем дискурсе – власть священна и потому носитель власти священен («римский» вариант), либо власть священна потому, что носитель власти священен («египетский» вариант). Иерократию в собственном смысле слове следует отличать от теократии как светской власти религиозной организации или общины, которая может и не иметь института духовенства. Например, в протестантизме практика иерократии в значительно мере утрачивает смысл в силу доктрины всеобщности священства. В наиболее ярком виде иерократическая модель получила своё воплощение в западном Средневековье (IX–XI вв.) в период борьбы папства с императорами Священной Римской империи. Классический тип иерократии был оформлен папой Григорием VII в период его реформ, результатом которых стало принятие Клюнийского устава, распространившего требование целибата на только на епископат (что характерно и для православия), но и на всё католическое духовенство, что определило его особый статус. Окончательное закрепление принцип иерократии в католической церкви получил уже в ходе полемики с Реформацией на  Тридентском соборе, деятели которого подчёркивали статус папы Римского как видимого главы церкви, требовали усиления власти епископов в епархиях, их контроля над духовенством, роли церковных судов и т.п. В православном мире с его концепцией государственно-церковной симфонии иерократия имеет меньшее распространение и стала возникать в поствизантийский период как следствие утраты государственности. Так, в Черногории митрополит как предстоятель православной церкви получил светскую власть после отречения от престола в 1496 г. князей Черноевичей. В ряде балканских стран, подчинённых Османской империи, положение этнархов (лидеров национальных общин) занимали главы поместных церквей. Уникальным примером современной православной иерократии исследователи называют избрание архиепископа Макария президентом Кипра (1959–1977 гг.). Для нехристианских религий понятие «иерократия» в целом неприменимо, хотя определённые схожие моменты с иерократией имел тибетский буддизм (института Далай-ламы). К современному иудаизму и исламу понятие «иерократия» неприменимо в силу отсутствия или утраты значения в этих религиях института духовенства как такового.

 
PR-CY.ru