ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН - Страница 2

Описание Игнатием Смольнянином путешествия посольства митрополита Пимена (под названиями «Хожение Игнатия Смольнянина», «Пименово хожение в Царьград») сохранилось не менее чем в 24 списках XVI–XVIII вв., передающих две редакции текста (обе неавторские): более раннюю, сокращённую, в составе сборников и позднейшую, пространную (летописную). Авторский текст исследователи восстанавливают при их сопоставлении. Исследователи отмечают, что в ранней редакции есть свыше десятка значительных сокращений первоначального текста. В ней отсутствуют: вступление, описание приёма митрополита Пимена Рязанским князем и Рязанским епископом, описание пейзажа среднего и нижнего течения Дона, татарских кочевий, обмеры автором собора Святой Софии, рассуждение об итогах тяжбы между митрополитами св. Киприаном и Пименом, описание одежд лиц, присутствовавших на коронации императора Мануила II (в том числе иностранных делегаций), описание действий патриарха во время коронации и демонстрации нововенчанному царю образцов гробниц, а также притча о бренности царя; ряд эпизодов подвергся сокращению и в пространной редакции. Вставкой в летописную редакцию «Хожения...», многократно расширяющей известие о Косовской битве, исследователи называют «Повесть об Амурате», которая была заимствована из получившего на Руси известность с начале XVI в. Жития сербского деспота Стефана Лазаревича, написанного Константином Костенечским. В этой редакции к «Хожению...» Игнатия Смольнянина примыкает описание Иерусалима, автором которого долгое время считали Игнатий Смольнянин, хотя Н. Мисников ещё в 1901 г. убедительно доказал, что это анонимное сочинение было создано во второй половине XV в. В конце 1391 г. (судя по указанию на «последнее лето царства Калоянова Старого Палеолога, в начале же царства сына его Маноила») Игнатий Смольнянин переписал (отчасти, как полагают исследователи, составил) в константинопольском монастыре Пантократора для смоленского монастыря Спаса на Смядыни большой иноческий Требник с каноническими статьями, известный по списку 1520–1530 гг. (Российская национальная библиотека). Исследователи предполагают, что около 1396 г. Игнатий Смольнянин поселился на Афоне, где был свидетелем сильного землетрясения. Последнее известие о нём (сообщение о посещении Солуни и поклонении мощам великомученика Димитрия и преподобной Феодоры Мироточивой) датируется 1404–1405 гг. Дальнейшая его судьба исследователям неизвестна. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) предполагал, что Игнатий Смольнянин умер на Афоне в 1423 г. Василий Никитич Татищев считал, что Игнатий Смольнянин вернулся в Москву и был поставлен митрополитом Киприаном в архимандриты московского в честь Преображения Господня монастыря (Спаса на Бору), но сведений о таком архимандрите у исследователей нет. Валентина Ивановна Антонова предположительно отождествила Игнатия Смольнянина с иконописцем преподобным Игнатием. Игнатию Смольнянину атрибутируют ряд кратких текстов (в том числе об Афоне и о Солуни) в составе «Сказания летом въкратце», сопровождающего ряд списков «Хожения...». Николай Иванович Прокофьев не исключал возможности авторства Игнатия Смольнянина «Канона радостна Пресвятой Богородице», который исследователи читают в рукописях XV–XVII вв.



 
PR-CY.ru