ИСОКРАТИМА, исон

ИСОКРАТИМА, исон – в византийском и поствизантийском пении особая техника удержания ладовой основы (исона) мелодии во время её исполнения. Начало применения исократимы засвидетельствовано не позднее XV в.: в рукописной традиции, главным образом, для калофонического пения, исследователи встречают следующие указания: «(поётся) с вастактами», «вастакты (поют) исон», «поёт доместик с вастактами», «с исоном» и т.д. Вастакты – группа певчих, которая отвечала за звуковую «поддержку» исона, служившего «основанием» для мелодии в исполнении основных певчих. Дополнительных подробностей о способе исполнения исократимы в древности не сохранилось, но исследователи полагают, что каждая смена тона исократимы, а следовательно, и её общий мелодический контур находились в зависимости от изменения гласа в распеваемой мелодии. Поэтому высота тона исократимы соответствовала основному тону тетрахорда или пентахорда того или иного гласа, используемого в песнопении. С XIX в. в певческих изданиях тон исократимы начали отмечать над знаками музыкальной нотации. Впервые такое обозначение появляется в печатном издании, описывающем Лесбосскую музыкальную систему (1847 г.). Во введении издатель и изобретатель данной системы Георгий Лесбосский пишет, что «во втором томе к наиболее важным песнопениям добавлены знаки изменения основы, или исоны, которые нужно припевать исократам во время исполнения песнопения, как это бывает у исократов Константинопольской Церкви и, конечно, в самой Великой церкви, которые поэтому должны быть в какой-то мере музыкантами, в противном случае будут ошибаться». Впоследствии и до настоящего времени периодически предлагались и использовались различные способы записи исократимы над музыкальным текстом. Существуют также различные мнения относительно мелодического движения исократимы, многие из которых, как представляется исследователям, сложились под влиянием техники западной гармонии. Попытки более систематизированной и упорядоченной записи, и, в первую очередь, способов исполнения исократимы, были предприняты в конце XIX в. в Константинополе архимандритом Германом (Афтонидисом) и французским музыковедом и композитором Луи Альбером Бурго-Дюкудре, который разработал так называемый двойной исон (т.е., согласно развитию псалмодии, одновременное звучание двух музыкальных звуков на двух смежных звуковых уровнях). Похожие опыты были записаны в Афинах в начале XX в. Константином Псахосом (так называемая двойная интервальная буква) и позднее Симоном Карасом (так называемая двойная исократима). В настоящее время исократима используется в певческой практике по-разному. С одной стороны, существует тенденция к проведению исследований и развитию практики исократимы в соответствии с правилами греческой музыкальной системы. С другой – наблюдается непродуманное построение исократимы, исходя из логики гармонической вертикали, свойственной западноевропейской музыке, не имеющей отношения к греческой музыкальной системе. Исследователи полагают, что появление в певческой практике признаков западноевропейского гармонического мышления опирается не столько на знание и применение соответствующей теории, сколько на преобладающее и эстетически принятое стандартизированное слуховое восприятие широко распространённых общеевропейских музыкальных моделей без учёта системы византийских гласов и нотации.

 
PR-CY.ru