ИЛОРИ - Страница 2

Считалось, что ежегодно в ночь на Илороба (10 ноября, престольный праздник Илори – день почитания великомученика Георгия) святой тайно, при запертых и опечатанных мтаваром и католикосом воротах храма, приводил в Илори жертвенного быка, которого находили утром, до начала литургии. А. Ламберти пишет, что «народ... строит на этом предположении тысячу предсказаний о будущем. Если бык защищается от тех, которые хотят его поймать, будет война в этом году. Если он очень запачкан грязью, то это признак урожайного года. Если он одинаково светло-розовой шерсти, сбор винограда будет хорош. Если шерсть на нём рыжая, то произойдёт смертность людей и животных. Немедленно все эти особенности описываются со всеми подробностями, как нечто весьма важное». Закалывать быка имели право представители только самых родовитых семей. Голову отдавали мтавару: он покрывал рога быка золотом и украшал драгоценными камнями, пить из таких кубков считалось большой привилегией. Мясо быка имело чудодейственную силу, его нарезали мелкими кусочками, сушили, хранили весь год и использовали как целебное снадобье. Другой обычай также связан с ночью на Илороба: священник прикреплял к иконе великомученика Георгия железные «бордзали» с раздвоенными концами; если утром они оказывались вынутыми из крепежей, это считалось признаком благоволения святого. В народных поверьях прослеживается связь между церквами и их патронами, небесными покровителями которых был великомученик Георгий. Так, патроны церквей в Латали, Ленджери (Верхней Сванети), Алерти, Кулискари (Мегрелия), Хони (Имерети) и Илори считались братьями, старшим был Илорский. Ленджерский и Латальский на праздник 10 ноября посылали Илорскому свечи и ладан, Илорский им – жертвенного быка. «Георгий Илорский» считался целителем, освободителем пленных, покровителем бедных, помощником во время войн, приносящим мир. Илорскую икону великомученика Георгия призывали в качестве судии на спорах: посреди церкви висели весы, истец и ответчик молились до тех пор, пока одна из чаш не склонится над головой того, кто прав. В Мегрелии существует обычай «гиночама» (мегр. – передача), согласно которому на суде должен присутствовать список Илорской иконы, который переносит из села в село мехатули (иконник, прислужник иконы, от груз. «хати» – икона). А. Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Западной Грузии. В 1962 г. в километре к югу от Илори экспедиция Абхазского совета Грузинского общества охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощённой булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. Илори находилась на пересечении торговых путей. Историк XVIII в. Вахушти Багратиони много раз упоминает Илори.

 



 
PR-CY.ru