ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 9

Хотя трактат написан в античных натурфилософских традициях (в частности, с опорой на одноимённый трактат Лукреция Кара), в нём не только описывается устройство мира, но также развенчиваются распространённые суеверия, страхи и апокалиптические предчувствия, вызванные грозными явлениями природы, например, такими, как полные затмения луны, которые наблюдались в Испании в 611 г. При этом Исидор Севильский соединяет данные античной науки (извлечённые, помимо поэмы Лукреция, из различных сборников и антологий) с христианскими представлениями о мире и промыслительном значении природных явлений, которые он черпал из трудов Медиоланского епископа Амвросия, Августина Блаженного и Григория I Великого. Сходный по тематике трактат – «О порядке творений» («De ordine creaturarum»; критическое издание: «Liber de ordine creaturarum: Un anónimo irlandés del siglo VII», 1972 г.), – авторство которого приписывалось Исидору Севильскому, не упоминается в списке епископа Браулио и других древних свидетельствах (по мнению исследователей, этот трактат не принадлежит Исидору Севильскому; написан в VII в. неизвестным ирландским автором). Экзегетическое произведение «Предисловия к книгам Ветхого и Нового Завета» («Prooemia in libros Veteris ac Novi Testamenti»), по мнению исследователей, являлось предварительными набросками к более обширному библейскому проекту Исидора Севильского, который ему не удалось реализовать. Сочинение было завершено до 610 г., оно состоит из небольшого предисловия, в котором Исидор Севильский приводит состав библейского канона, включающего 72 книги Ветхого и Нового Завета, и кратких предисловий к книгам Священного Писания, в которых Исидор Севильский, основываясь на трудах Иеронима Стридонского и Августина Блаженного, даёт краткое содержание каждой библейской книги. По мнению некоторых учёных, помимо общего введения к книгам Священного Писания Исидор Севильский написал ещё несколько кратких предисловий к отдельным библейским книгам: к Псалтыри («Praefatio in Psalterium»), к Книге Песни Песней Соломона («Prologus in librum Canticorum») и к пророческим книгам («Prologus in librum sedecim prophetarum»). Трактат «О жизни и смерти Отцов» («De ortu et obitu Patrum»; критическое издание «De ortu et obitu Patrum», 1985 г.), содержит ряд кратких биографических заметок о 64 праведниках Ветхого Завета (от Адама до Маккавеев) и о 22 святых Нового Завета (от праведного Захарии до апостола Тита). Каждая заметка включает описание присхождения святого, его деяний, заслуг, смерти и места погребения. При этом приводимые Исидором Севильским сведения не всегда достоверны; так, в главе, посвящённой апостолу Иакову Зеведееву, ему приписывается авторство «Послания Иакова», а также говорится о его проповеди в Испании и других западных странах и указывается, что он был убит Иродом Тетрархом и похоронен в Мармарике (Северная Африка). Источниками для этого сочинения послужили труды Иеронима Стридонского, а также анонимные сочинения второй половины VI в.: «Жизнь пророков», «Заметки об апостолах и евангелистах» и «Бревиарий апостолов». Приписывавшееся Исидору Севильскому сочинение со сходным названием «Книга о жизни и смерти патриархов» («Liber de ortu et obitu patriarchum») на самом деле является произведением неизвестного автора середины VIII в. из юго-восточной Германии. «Аллегории Священного Писания» («Allegoriae quaedam S. Scripturae»); другое название: «Об именах Закона и Евангелия» («De nominibus legis et Euangelii»), адресовано «почтеннейшему брату Орозию»; учёные предполагают, что вместо Орозий следует читать Гонорий или Оронтий; последний около 638 г. был епископом города Эмерита (ныне Мерида) в Испании.

 



 
PR-CY.ru