ИРИНАРХ - Страница 11

В 1900 г. Никодим (Кононов) внёс имя Иринарха в «Святцы соловецких святых» под 17 июля, заметив, что в рукописных святцах его память указывается под 29 марта, память его почитают в Соловецком монастыре «то панихидами, то молебнами» и иконы его «в большом числе встречаются на севере». Он указал также, что мощи Иринарха покоятся под спудом и, хотя сообщения об их освидетельствовании отсутствуют, они «издавна служат предметом почитательного поклонения». Подтверждением канонизации Иринарха служит включение его имени как общецерковно чтимого святого под 17 июля в составленный архиепископом Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.). По мнению исследователей, в ранний период почитания Иринарха служба ему совершалась по Общей Минее, в ней использовались составленные ему тропарь («Бодростию ума жизнь свою управляя...», глас 4) и кондак («Душевныя страсти из корене исторгая...», глас 8; встречаются в списках конца XVII – последней четверти XVIII в.: Российская национальная библиотека; Исторический музей; кондак Иринарху впервые упоминается в рассказе о свете, изошедшем от раки святого в 1678 г.). В начале 1820 гг., при архимандрите Макарии (1819–1825 гг.), была составлена служба Иринарху со всенощным бдением, с двумя канонами восьмого гласа (Российская национальная библиотека). В рукописи служба является анонимной, но следователи с уверенностью утверждают, что её автором был архимандрит Макарий. Об этом свидетельствует, в частности, упоминание об исцелении преподобным архимандрита Макария от зубной боли (первый тропарь восьмой песни второго канона), которое не встречается в других источниках. Кроме того, атрибутировать службу архимандриту Макарию позволяет исследователям широко представленная в тексте тема монашеского подвига безмолвия, высоко ценимого Макарием. Макарий был прислан на Соловки из Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где некоторое время жил в пустыни; став архимандритом Соловецкой обители, Макарий стремился к молитвенному уединению и с этой целью построил для себя пустынь невдалеке от монастыря (носящую его имя). В связи с прославлением пустынножительства в данной службе получили развитие четыре связанные между собой темы: безмолвной молитвы, духовной дружбы Иринарха и Елеазара, покровительства Иринарха соловецким пустынножителям (Андрею, Дамиану «и сущим с ними»), уподобления Соловецких островов Афону. Вопреки тому, что сообщается об Иринархе в Житии преподобного Диодора Юрьегорского и в «Повести о преподобном отце нашем Дамиане», Иринарх представлен в службе «насадителем отшельничества и собеседником пустынножителей». Оба канона службы имеют акростихи; акростих первого канона: «Пение приносимое не отрини, отче», акростих второго канона: «На славу Господню потек, святче».

 



 
PR-CY.ru