ИРАКЛИДИЙ - Страница 6

Ираклидий изображён фронтально по пояс, в тёмно-вишнёвой фелони, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой – Евангелие. Святитель представлен старцем с проседью в тёмных волосах и бороде, выразительные черты лица, с присущей святому строгостью, усилены близкой посадкой глаз и активно выделенными скулами, подчёркивающими худобу. Фронтально в рост вместе с Иоанном Лампадистом и Николаем Чудотворцем Ираклидий показан на аналойной иконе в церкви Иоанна Лампадиста того же монастыря. На нём охристая фелонь и алый подризник, на покровенной фелонью левой руке – Евангелие, правой рукой благословляет. В монастыре священномученика Ираклидия в селении Политико близ древнего города Тамаса хранится ещё одна икона Ираклидия. Согласно надписи на правом поле, она была создана в 1588 г. Полуфигура святого изображена на тёмно-синем фоне, подчёркивающем белизну его седин и святительского омофора с контрастными иссиня-чёрными крестами. Крупная разделка складок тёмно-вишнёвой фелони придаёт фигуре массивность, контрастирующую с тонким письмом личного, где мягкая градация цвета в передаче анатомических особенностей лика искусно дополнена белильными движками. Непривычным для такого типа изображения Ираклидия исследователи считают жест отведённой в сторону левой руки, на ладони которой стоит Евангелие. В росписи (1759 г., иеромонах Филарет) на восточном своде монастыря священномученика Ираклидия, связывающем кафоликон с парекклисионом Святой Троицы, представлен цикл Жития Ираклидия, от которого сохранилось четыре сцены: отец Ираклидия отдаёт сына апостолам Павлу и Варнаве в проводники по горам (Ираклидий показан в отроческом возрасте, его готовность сопровождать апостолов проиллюстрирована изображением посоха в руке); Ираклидий путешествует с апостолами (изображены беседующими, Ираклидий – юноша, он выше ростом, чем в первой сцене); апостолы совершают крещение Ираклидия; Ираклидий-отшельник пребывает в пещере (перед Ираклидием-средовеком – коленопреклонённая женщина, к святому обращаются стоящие рядом святые Мнасон и Родон). В сценах до крещения Ираклидия с нимбами показаны только апостолы. В 1759 г. насельник монастыряря иеромонах Филарет также написал в технике фрески поясные образы четырёх Тамасских епископов: Ираклидия, Мнасона, Македония и Родона (последний образ не сохранился). Основой для этого фриза стали предварительно заштукатуренные резные панели (так называемый форакион) древней каменной алтарной преграды (V в.) первоначального кафоликона.

 



 
PR-CY.ru