ИОСИФ - Страница 3

Новогородский архиепископ Антоний, побывавший в Константинополе в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами Иосифа рядом с ракой преподобного Феодора в том же храме «в едином гробе» (у «Анонима Меркати», также видевшего мощи Иосифа и Феодора Студита в Студийском монастыре, этого уточнения нет). Собрание рассказов о постройках в Константинополе Patria Constantinopolis отражает предание, согласно которому Иосиф и Феодор в годы правления императора Льва V Армянина (813–820 гг.) жили при церкви св. Романа и составили множество канонов. Однако, скорее всего, по мнению исследователей, речь идёт о времени восстания Фомы Славянина (820–823 гг.) и правления императора Михаила II Травла (820–829 гг.), который из страха перехода части клира, разделявшего идеи иконопочитания, на сторону восставших, предоставил им возможность оставаться в столице. Иосифу адресовано десять писем Феодора Студита. В первом из них упоминается писательская деятельность Иосифа, который был плодовитым гимнографом. В ряде случаев атрибуция его произведений осложняется смешением этого Иосифа с Иосифом Песнописцем и, как полагают исследователи, с другими авторами с тем же именем. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв.  память Иосифа отмечается 15 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., который содержит древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Иосифа отмечается 26 января и 15 июля. 26 января память Иосифа присовокупляется к празднику перенесения мощей Феодора Студита; совершается торжественная служба с пением на вечерне первого антифона первой кафизмы, со входом, с пением хвалитных стихир на утрене; святым назначаются общий отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак, на утрене поётся два канона святым; на литургии служба та же, что и 11 ноября (память Феодора Студита). 15 июля соединяются последования Иосифа, мучеников Кирика и Иулитты и Октоиха; последование Иосифа включает канон, четыре стихиры-подобна, седален. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. Иосиф не упоминается. В Мессинском Типиконе 1131 г. память Иосифа отмечается 14 июля; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава XII–XIII вв. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. память Иосифа отмечается 13 июля; Иосифу назначается отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в последующих изданиях славянских богослужебных книг Иосиф не упоминается. В Синаксаре современной греческой Минеи память Иосифа отмечена 14 июля, однако служба ему не поётся. По рукописям исследователям известен канон Иосифу авторства Феофана с акростихом «Воспеть Иосифа пусть подаст Христос благодать» первого гласа, ирмос (начало: «Единый триипостасный свет»); седальны.



 
PR-CY.ru