ИОАННА НОВОГО СОЧАВСКОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 2

В 1837 г., при Молдавском митрополите Вениамине (Костаки), к нартексу с северной стороны было пристроено крыльцо. Кровля собора сохраняет первоначальную форму. Покрытие неоднократно менялось: в XVI в. оно было свинцовым, в XVII в. – гонтовым, после 1904–1910 гг. – из разноцветной глазурованной плитки. Храм был расписан в правление господаря Штефэницэ (1517–1527 гг.). Живопись отличается мягкой, неяркой тональностью. В притворе и нартексе – изображения святых и евангельские сцены. В люнете над входом в нартекс находится образ Богоматери Гликофилусы. В скуфье купола представлен Христос Пантократор, в парусах – символы евангелистов. Ниже следуют ряды ангелов, пророков, апостолов в торжественной композиции «Небесная литургия». Согласно исследователю П. Анри, это – одно из самых ранних изображений Божественной литургии. В конхе главной апсиды представлены «Вознесение Господне» и Деисус, в конхе жертвенника – «Распятие», в нише – «Оплакивание». В конхе диаконника – композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов», в нише – св. Иосиф с Младенцем Иисусом на руках. На северной и западной стенах наоса в виде фриза разворачиваются сцены Страстей Христовых. Цикл начинается в апсиде с композиции «Омовение ног». В нижних регистрах стен изображены св. воины. В южной части храма на пилястре представлена сцена «Перенесение мощей св. Иоанна Нового в Сучаву». Это событие состоялось в правление господаря Александра Доброго. Несколько выше находится образ св. Стефана Великого. На южной стене, рядом с иконостасом, была открыта фреска с изображением боярского семейства Мовилэ. В центре композиции изображена рака с мощами Иоанна Нового Сочавского, рядом – коленопреклонённый митрополит Георгий (Мовилэ); по обеим сторонам раки – группы людей, во главе каждой – господари Иеремия и Симеон Мовилэ, далее изображены их супруги, княжны, дворяне в пышных одеяниях. В правой части наоса находится вотивная композиция. В сопровождающей её надписи говорится о перенесении мощей Иоанна Нового, Сочавского в 1589 г., в день Рождества Иоанна Предтечи, из церкви Мирэуци. Фреска пострадала при возведении каменного балдахина над мощами святого. После разрушения в конце XVIII в. стены, разделявшей наос и нартекс, был утрачен образ Спасителя, принимавшего из рук великомученика Георгия макет церкви. Пострадала также верхняя часть фигуры главного ктитора Богдана III, но сохранилось изображение господаря Штефэницэ, исполненное в монументальном стиле. В нартексе есть изображение иерарха в камилавке, которого исследователи считают митрополитом Феоктистом II. Это – самое древнее изображение молдавского иерарха в храмовой живописи страны. Фрески, украшающие фасады храма, были исполнены при господаре Петру Рареше (1532–1534 гг.). Хорошо сохранились фрески южного фасада: «Акафист Богоматери», «Осада Константинополя», «Притча о блудном сыне», «Древо Иессеево» – и образы античных философов Платона, Аристотеля и др. Деревянный резной барочный иконостас 1796 г. был обновлён художником А. Стрэжеску в 1870 г. В монастыре хранятся позолоченная серебряная рака Иоанна Нового, Сочавского и резной кипарисовый крест, сделанный в 1550 г. мастером «попом Никифором» для митрополита Григория (Рошки).



 
PR-CY.ru