ИОНА, Глезна - Страница 2

Патриарху были отправлены «изволение короля» и «листы его державы величества», подтверждавшие факт избрания Ионы, которые вместе с челобитной отвёз архимандрит слуцкого Троицкого монастыря Иосиф (Болгаринович; впоследствии Иосиф упоминает о своей поездке в Константинополь, где он приобрёл большой шитый воздух). Авторы челобитной просили патриарха одобрить избрание Ионы «к нашему утверждению, ради теснящих нас в вере, милосердно, и да не умедлит от руки твоей меч духовный отцу нашему, имже оборонити и добро творящи». Митрополит Макарий (Булгаков) видел в этих словах жалобу на гонения, которым подвергались православные в Великом княжестве Литовском. В Супрасльской летописи сообщается, что король Казимир IV «преставися… при митрополите Киевском Ионе Глезне». Униатские писатели (И. Кулеш, И. Кульчинский, И. Стебельский) безосновательно толковали это место в том смысле, что Казимир почитал Иону и пригласил его к себе для последнего напутствия и что, следовательно, Иона был униатом. Однако никаких свидетельств об униатстве Ионы у исследователей нет; кроме того, как отметил митрополит Макарий (Булгаков), Казимир не имел времени пригласить к себе Иону перед смертью, потому что скончался в Городно (ныне Гродно, Белоруссия) внезапно, во время переезда из Вильно в Краков. Иона известен как автор послания (грамоты) настоятелю церкви в честь Рождества Христова в селе Новом (ныне Новое Село Вяземского района Смоленской области) священнику Давиду (по мнению исследователей, клирику вяземского Троицкого собора). Послание содержит разъяснение относительно епитимии, наложенной митрополитом на Петра, слугу Вяземского князя Михаила Дмитриевича, за убийство (поскольку убийство было невольным, вместо пятилетней епитимии Петру было определено трёхлетнее наказание). Иона дал грамоту в своей резиденции в Новогородке Литовском (ныне Новогрудок Гродненской области, Белоруссия) 27 января 1493 г. Послание известно в единственном великорусском списке в составе богослужебного сборника середины XVI в. (Исторический музей, не раньше 1541 г.); исследователи не исключают, что составитель рукописи принял автора послания за Киевского (Московского) митрополита середины XV в. Иону. Грамота Ионы послужила основой для создания одного из древнейших в Западнорусской митрополии памятников покаянной дисциплины – «Правила и наказания о душегубстве». Уже в первой четверти XVI в. этот памятник был внесён в список Кормчей, принадлежавший киевскому Софийскому собору (Краков. Ягеллонская библиотека).



 
PR-CY.ru