ИАКОВ - Страница 2

На миниатюре Иаков представлен как заказчик кодекса, что необычно для сербских средневековых рукописей, портреты донаторов в которых исследователям практически неизвестны. Миниатюра, очевидно, исполненная византийским мастером, несмотря на славянские надписи, продолжает ряд архиерейских портретов, характерных для искусства византийского мира XIV в., но, по мнению исследователей, отличается от большинства из них индивидуальностью иконографического решения и обилием включённых в состав композиции текстов. Это, как и отсутствие в кодексе других миниатюр (например, традиционных изображений евангелистов), свидетельствует об особых условиях заказа, отражавших личные благочестивые намерения Серрского митрополита. В соответствии с типичной для палеологовского времени иконографией донаторского изображения Иаков (старец с короткими тёмно-русыми волосами и недлинной раздвоенной бородой с проседью, с нимбом) представлен в молитвенной позе, его взгляд обращён к полуфигуре благословляющего Христа в небесном сегменте. Ряд необычных черт композиции подчёркивает молитвенное состояние и глубокое смирение митрополита, стоящего на коленях (поза проскинесиса – коленопреклонения), его подношение (рукопись в драгоценном окладе) помещено на аналой сложной конструкции, что позволило художнику, отказавшись от традиционной иконографической схемы поднесения кодекса, акцентировать жест молитвенно воздетых рук. Этим иконографическим особенностям соответствуют надписи. Одна из них, у фигуры Иакова, – обращение к «владыке Христу» с указанием на приносимый в дар «Четвероблаговестник». Другая надпись, помещённая в медальон в верхней части миниатюры, на орнаментированном фоне, содержит текст покаянного седальна службы понедельника пятого гласа (из Октоиха): «Судии седящу и ангелом предстоящим, и трубе гласящей…», –и воспринимается как прямая речь изображённого, раскрывающая покаянный характер его молитвы. По мнению исследователей, портрет Иакова представляет интерес для изучения эволюции богослужебных одежд византийских архиереев. Иаков облачён в белый подризник с золотыми источниками, епитрахиль, синюю фелонь-полиставрий с золотыми крестами и белый омофор, также с золотыми крестами; полиставрий, являясь, с одной стороны, признаком высокого ранга епископа, с другой – свидетельствует о том, что Серрские митрополиты в середине XIV в. не имели права носить саккос. На голове Иакова – невысокая округлая шапка с тонкой белой каймой. По мнению исследователей, этот редко встречающийся атрибут, очевидно, является скромным прообразом более поздних архиерейских богослужебных головных уборов – митр (ср. портрет Софийского митр. Калевита в росписи церкви св. Георгия Кремиковского монастыря, 1493 г., где похожая шапка имеет довольно богатый декор). Судя по миниатюре, уже в середине XIV в. некоторые архиереи носили подобные головные уборы вместе с традиционными богослужебными одеждами. По мнению Кр. Уолтера, тёмный, а не белый цвет головного убора Иакова обусловлен тем, что до возведения в архиерейский сан он принадлежал к монашеской среде.



 
PR-CY.ru