ИАКОВ НОВЫЙ

ИАКОВ НОВЫЙ (VIII – первая половина IX в., около 824 г.?) – епископ, преподобный, исповедник (память 21 марта; память в Византийской церкви 21 и 24 марта; память в Западной церкви 12 марта). Краткое Житие помещено в Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) под 24 марта, однако в Минологии императора Василия II и в большинстве греческих синаксарей оно содержится под 21 марта. В греческих стишных синаксарях Иаков Новый упоминался дважды: 21 и 24 марта с различными стихословиями. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца и последующих печатных Минеях память Иаков Новый и посвящённое ему двустишие под 24 марта опущены. В синаксарном Житии говорится, что Иаков Новый с молодости предавался аскетическим подвигам, принял монашеский постриг и впоследствии за свои добродетели был поставлен епископом. Во время иконоборческой ереси подвергся гонениям, был отправлен в ссылку, где скончался, претерпев голод, жажду и другие лишения. В синаксарях не указывается, какую кафедру занимал Иаков Новый. В XVII в. в работах антиквариев о древностях Сицилии появилось утверждение, что Иаков Новый был епископом города Катания (Сицилия). Ещё раньше, в 1628 г., в служебнике Катанского епископства (Ordo divini officii) под 12 марта появилась служба исповеднику Иакову Новому как епископу Катанскому (память была перенесена на 12 марта, поскольку 21 марта праздновалась память другого почитаемого святого – святителя Берилла (Кирилла), Катанского епископа). Однако имя Иакова Нового не зафиксировано в списках Катанских епископов. Каетан и другие авторы апеллировали к византийским синаксарям. Однако под 21 марта в них значится память Катанского епископа Берилла, а под 24 марта (в ряде синаксарей) – св. Севира, епископа Катанского. К тому же сицилийские агиографы датировали исповедничество Иакова Нового периодом правления императора Льва III Исавра (717–741 гг.), когда (как достоверно известно исследователям) кафедру занимал св. Севир. На необоснованность идентификации Иакова Нового как епископа Катанского указали ещё болландисты. Димитрий Ростовский предполагал, что Иаков Новый жил в правление Константина V Копронима (741–775 гг.). И.Е. Штадлер и вслед за ним ряд других исследователей отнесли кончину Иакова Нового к 824 г. Память Иакова Нового в Типиконах студийской традиции встречается нерегулярно. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. память Иакова Нового отмечается 24 марта; последование святому включает только канон и стихиры. В славянском списке XIV в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (Исторический музей) Иаков Новый упоминается 21 марта без богослужебного последования. Во всех редакциях Иерусалимского устава память Иакова Нового отмечается 21 марта, совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене, включающая канон, стихиры, седален святому. Последование Иакову Новому, которое содержится в современных богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Игнатием, второго гласа без акростиха, ирмос, цикл из трёх стихир-подобнов, седален. В греческих печатных Минеях приводятся иные стихиры и седален Иакову Новому. В славянских рукописях встречаются кондаки Иакову Новому – второго гласа (Российская государственная библиотека) и четвёртого гласа (Российская государственная библиотека).

 
PR-CY.ru