ИОАСАФ, Горленко Иоаким Андреевич - Страница 11

Большой поясной портрет Иоасафа конца XVIII – начала XIX вв. хранится в Троице-Сергиевой лавре, в начале XX в. он украшал зал заседаний Духовного собора, очевидно, наряду с изображениями других наместников лавры. Как и на предыдущем портрете, святитель представлен вполоборота вправо, но с благословляющей именословно десницей; богослужебное облачение зелёного цвета с охристыми каймой и крестами на омофоре; охрой написаны митра и сулок на жезле с навершием в виде змей; панагия необычной формы, наперсный крест с декоративными элементами. На тёмном фоне справа надпись: «ПР IОАСАФЪ ГОРЛЕНКО»; контурный нимб добавлен позднее. Под изображением светлая полоса с краткими сведениями о жизни Иоасафа – от рождения до кончины. Более распространённый иконографический тип встречается на происходящем из Церковно археологического музея Киевской духовной академии поясном портрете второй половины XVIII в. относительно небольшого размера (Киево-Печерский музей-заповедник; дар Михаила Михайловича Евреинова). Иоасаф изображён на тёмном фоне, вполоборота влево, правой рукой именословно благословляет, в левой держит высокий жезл с зелёным сулоком. На святителе синие, с цветочным орнаментом саккос и омофор, красная митра с дробницами, на груди – панагия с образом Распятия Христова и крест с украшениями. Некоторая асимметрия в чертах лица, свободная живописная трактовка личнoго, своеобразное колористическое решение портрета являются отголоском натурных наблюдений. В правом верхнем углу уцелели фрагменты текста с краткой биографией святителя. К тому же изводу исследователи относят портрет конца XVIII в. из собрания сельского священника Василия Могилёвского (в настоящее время в Днепровском художественном музее): Иоасаф в саккосе, омофор розовый, с цветами, на голове синяя митра; слева вверху биографическая надпись. Изображение нач. XIX в. (Киево-Печерский музей-заповедник) с полосой текста возле нижнего края было скопировано с раннего, уже потемневшего от времени оригинала, чем исследователи объясняют преобладание красноватого цвета в колорите. Копийный характер имеет и портрет середины – второй половины XIX в. из библиотеки Киево-Печерской лавры (Киево-Печерский музей-заповедник). Образ выделяется динамичным рисунком и яркой необычной орнаментикой (на дробницах митры три сходных изображения Спасителя). Варианты подобных портретов, созданные в конце XVIII – XIX вв., хранились также: в Черниговском музее украинских древностей имени Василия Васильевича Тарновского (с оригинала из коллекции княгини Анастасии Александровны Дабижа, урождённой Горленко; изображён архиерейский герб святителя – стрела остриём вниз и четыре звезды, вверху митра с жезлом и крестом, вокруг первые буквы титулатуры); в Музее изящных искусств и древностей при Харьковском университете (тоже с гербом, благословляющая десница слегка приподнята вверх); в скиту Оптиной пустыни; в Высочиновском монастыре Харьковской губернии (дар ктитора А.Ф. Ковалевского). В настоящее время местонахождение всех неизвестно. В надписях Иоасаф ередко именуется «десятым архипастырем» и «вторым епископом Белоградским» с указанием фамилии.

 



 
PR-CY.ru