ИОАНН КСИФИЛИН, Младший - Страница 2

Сведения о его редакторской работе содержатся в дошедшем на грузинском языке «докладе» императору Алексею I Комнину, в котором составитель излагает причины, побудившие его обратиться к этому труду. По его словам, дело, начатое Симеоном Метафрастом, «оставалось незавершённым», т.к. он сумел охватить лишь осенние и зимние месяцы, «все же древние… памяти святых весеннего и летнего времени… он оставил без переделки и украшения, ибо в это время, вследствие краткости ночи и естественного одоления (людей) сном, в честных храмах утренние похвалы бывают умеренны и застигаемы дневным светом, а посему чтения на них как будто и излишни». Таким образом, Иоанн Ксифилин не был знаком с девятым (февраль-апрель) и десятым (май-август) томом собрания Симеона Метафраста и считал себя продолжателем его дела. Опубликованное К.С. Кекелидзе обращение было обнаружено им в 1912 г. в Гелатском монастыре в составе пятитомного грузинского минологического собрания, подготовленного около 1565 г. по распоряжению патриарха Евдемона I (Чхетидзе). По подсчётам К.С. Кекелидзе, тома 1–3 этого собрания содержат переводы 118 житий, переработанных Иоанном Ксифилином: 16 – за февраль, 24 – за март, 27 – за июнь, 31 – за июль и 20 – за август (по другим оценкам, 15 – за февраль, 19 – за август). Содержание апрельского тома восстанавливается по более ранней пергаменной рукописи (№7 собрания Гелатского монастыря), в которой содержится ещё 27 житий. Перевод на грузинский язык был выполнен во второй половине XII в. Греческие версии переработок по большей части не сохранились, и первоначальный состав «Минология» Иоанна Ксифилина остаётся неизвестным. Гипотеза Василия Васильевича Латышева о том, что Иоанн Ксифилин является автором одного из опубликованных им императорских «Минологиев» (так называемого «Минология» типа A), была опровергнута А. Эрхардом. Ряд исследователей атрибутируют Иоанну Ксифилину собрание, содержащее 53 воскресные гомилии, которое было частично опубликовано Софронием (Евстратиадисом), митрополитом Монтопольским (гомилии 1–25), и К. Бонисом (гомилия 51). Согласно гипотезе митрополита Софрония (Евстратиадиса), гомилии принадлежат Феофилакту Болгарскому, т.к. есть текстологические параллели с его экзегетическими сочинениями. В некоторых рукописях авторство приписано патриархам Иоанну IX Халкидонскому или Иоанну VIII Ксифилину, а также Никите Скутариоту. Среди исследователей, обращавшихся к собранию, нет единого мнения о его авторстве: А. Эрхард полагает, что автором был Иоанн Ксифилина; Бонис высказывается в пользу Иоанна VIII Ксифилина; Г. Хеннепхоф воздерживается от суждений об авторстве, однако предлагает датировать собрание 1070 гг.



 
PR-CY.ru