ИЕРЕМИЯ - Страница 2

Михаил Ильич Соколов, исследование которого лежит в основе современной традиции изучения памятника, делит текст на следующие главы: 1) об услаждении пророком Моисеем горькой воды в Мерре; 2) о медном змие; 3) о разбойнике Амвросии; 4) о разбойнике Есроме во времена царя Давида; 5) о плане Иерусалимского храма, сообщённом Давидом Соломону; 6) о построении Соломоном храма; 7) об орлах Соломона; 8) о преемниках Соломона на царстве; 9) о рождении Христа в царство Ирода; 10) о черепе (главе) Адама; 11) о том, как Христос пахал плугом; 12) о том, как сын царя Пров нарёк Христа братом; 13, 15) о послании царя Авгаря к Иисусу; 14) о посвящении Христа во иерея; 16) о предательстве Иуды и распятии Христа с разбойниками; 17) заключение. В списках отречённых книг тексту уделяется большое внимание, перечисляется ряд отрывков из него в качестве самостоятельных произведений («како Христос плугом орал», «и что Пров царь Христа другом называл», «како Христа в попы ставили», «лоб Адамль, что семь царей под ним сидели» и др.). Источниками «Сказания о крестном древе» послужил ряд канонических библейских книг (в частности, Товит), ветхозаветных и новозаветных апокрифов (например, Протоевангелие Иакова, общий источник с Толковой Палеей, и др.). Между текстом Иеремии и сказаниями о крестном древе, авторство которых приписывается Григорию Богослову и Габальскому епископу Севериану, прямой зависимости исследователи не находят. «Сказание о крестном древе» получило широкое распространение в болгарской, русской, сербской и хорвато-глаголической средневековой книжности, его рукописная традиция (в особенности восточнославянская XVI–XVII вв. и позднейшая старообрядческая) остаётся недостаточно изученной. Древнейшие списки представлены сербским сборником попа Драголя второй половины XIII в. (см. Драголя попа сборник), сербским (списанным с болгарского оригинала) Берлинским сборником раннего XIV в., новгородским Хлудовским сборником середины XIV в. и в настоящее время утраченным Львовским сборником рубежа XIII и XIV вв. В заглавиях большинства этих сборников имя Иеремии заменено именами пророка Иеремии, упоминаемого в начале повествования пророка Моисея, Александра (как полагают исследователи, Александра мниха – автора канонического слова на праздник Обретения Честного и Животворящего Креста Господня) и др.

 



 
PR-CY.ru