Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ, Геваргезе,

ГЕОРГИЙ, Геваргезе,

ГЕОРГИЙ, Геваргезе, в португальской традиции – Жоржи ди Круc (ум. в 1637 г.) – архидиакон, глава христиан Индии в 1597–1637 гг. Член семейного клана Пакаломаттон, из которого, согласно традиции индийской церкви, с 345 по 1597 гг. ставились архидиаконы, управлявшие епархией, тогда как главой был архиерей, присылаемый патриархом Церкви Востока. Последний епископ единой индийской церкви Мар Абрахам (1568–1597 гг.) перед смертью назначил Георгия своим преемником. Католическая церковь, действовавшая под португальским патронатом, воспользовалась смертью Мар Абрахама для подчинения индийских христиан себе. В 1595 г. в Гоа, центр португальских колониальных владений, прибыл архиепископ Алежу ди Менезиш, призвавший Георгия подчиниться Риму. Георгий ответил отказом и созвал Собор в Ангамали, на котором было принято решение защищать свою веру, не допускать изменений в вероучении, не принимать епископов, не принадлежавших к патриархату Церкви Востока. Ди Менезиш начал посещение приходов, во время которого пытался склонить на свою сторону индийцев, рукополагал священников. Георгий рекомендовал местному клиру принимать архиепископа с почётом как иностранного прелата, но ставленников ди Менезиша не признал. В 1599 г. Георгий встретил архиепископа в Кочине, раджа которого поддержал ди Менезиша по политическим причинам. Георгий был вынужден согласиться с отказом от учения Церкви Востока и с исправлением богослужебных книг; обещал подчиниться папе Римскому, признать власть архиепископа Гоа, анафематствовать патриарха Церкви Востока и не признавать его ставленников, провести в третье воскресенье после Пятидесятницы Собор в Удаямперуре (Диампере). 20 июня 1599 г. был открыт так называемый Диамперский собор, в котором приняли участие 153 клирика и 660 мирян – представителей приходов. На восьмидневном Соборе были вынесены решения об отказе от учения Нестория, Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского, о почитании и непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о признании папы Римского наместником Иисуса Христа на земле. Были внесены изменения в богослужение, проведена правка книг, введено положение о безбрачии духовенства. Георгий был назначен управляющим Серрской архиепископией, архиепископ Ангамальский и ректор семинарии в городе Вайпикотте – его помощниками. В 1599 г. архиепископом Ангамальским стал иезуит Франсишку Родригиш (Рос; 1557–1624 гг.). В 1601 г. Родригиш был назначен архиепископом Кранганура. Во время конфликта между архиепископом Кранганура и епископом Кочина Георгий заручился поддержкой раджи Кочина для противостояния росту влияния иезуитов. Родригиш отлучил Георгия от церкви. В 1615 г. Георгий, подписавший акт о покаянии, был принят в лоно церкви. Второй раз Георгий был отлучён в 1622 г. за отказ признать во время отсутствия Родригиша управляющим архиепископией ректора семинарии в Вайпикотте. После смерти Родригиша его место занял Стефан ди Бритто (ум. в 1641 г.), стремившийся улучшить отношения с Георгием. Архиепископ консультировался с ним по административным вопросам, выдал ему документ о восстановлении прежних полномочий. После смерти Георгия С. ди Бритто назначил его преемником представителя клана Пакаломаттон Фому, племянника Георгия (по португальской традиции – Томаш ди Кампу).

 
PR-CY.ru