Словарь по христианству Г ГЕНГСТЕНБЕРГ Эрнст Вильгельм

ГЕНГСТЕНБЕРГ Эрнст Вильгельм

ГЕНГСТЕНБЕРГ Эрнст Вильгельм (1802–1869 гг.) – немецкий протестантский богослов. Родился в семье, из которой вышло несколько поколений пасторов. По состоянию здоровья Э.В. Генгстенберг не мог посещать школу и получил домашнее образование под руководством отца – И. Генгстенберга. В 1819 г. поступил в университет Бонна, где изучал философию (особенно Аристотеля), филологию (в том числе арабский язык) и богословие. В 1823 г. получил степень доктора философии за перевод и комментарии к «Метафизике» Аристотеля, затем переехал в Базель (Швейцария) в качестве ассистента преподавателя арабского языка к профессору-ориенталисту И. Штелину. В 1824 г. занял место приват-доцента на философском факультете Берлинского университета; год спустя получил степень магистра богословия; в 1826 г. стал экстраординарным профессором Ветхого Завета; в 1828 г. – профессором. Э.В. Генгстенберг руководил научным семинаром по изучению Ветхого Завета, который собрал наиболее талантливых молодых учёных, клириков и студентов. Его влияние на университетскую общественность было столь велико, что министр фон Альтенштайн попытался перевести его в другой университет, однако Э.В. Генгстенберг отказался. В июле 1827 г. он стал редактором «Временника Евангелической церкви». Занимая эту должность на протяжении 42 лет, Э.В. Генгстенберг оказывал огромное влияние на жизнь Евангелическо-лютеранской церкви и религиозную жизнь Пруссии в целом. Э.В. Генгстенберг решительным образом противостоял распространявшемуся богословскому рационализму: в предисловиях к ряду изданий выступал против Фридриха Шлейермахера, критиковал галльских богословов Вильгельма Гезениуса и Ю. Вегшайдера, считая, что их богословие не основано на Священном Писании и Символах веры; многие годы боролся против влияния философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на христианское богословие. Выпуск «Временника» 1854–1855 гг. посвящён критике римско-католического учения, в особенности догмата о непорочном зачатии Девы Марии. В многочисленных комментариях к библейским книгам в опровержение выводов исторической критики того времени Э.В. Генгстенберг приводил доказательства целостности, непротиворечивости и безошибочности Библии, защищал надёжность библейской хронологии, утверждал подлинность Книги пророка Даниила и Пятикнижия (аргументация Э.В. Генгстенберга была использована многими отечественными дореволюционными библеистами.) Его основной апологетический интерес в толковании Писания очевиден в работе о мессианских местах Ветхого Завета («Christologie des Alten Testamentes»): т.к. все мессианские предсказания Ветхого Завета в их первоначальной интенции непосредственно и обязательным образом указывают на Христа, то ни одно из них не может быть релятивизировано исторической критикой, ибо «кто поставит под сомнение хоть самое незначительное место Ветхого Завета, тот поставит под сомнение Христа». Опубликованная посмертно работа, посвящённая ветхозаветному представлению о Царстве Божьем («Geschichte des Reiches Gottes unter dem Alten Testament»), содержит множество хронологических, топографических и исторических фактов, которые, однако, были объединены автором в единое богословие Священной истории.

 
PR-CY.ru