Словарь по христианству Г ГЕНЕСИЙ

ГЕНЕСИЙ

ГЕНЕСИЙ (III в.) – мученик Арелатский (память в Западной церкви 25 августа). Основными источниками о жизни, мученичестве и чудесах Генесия являются сочинение Илария Арелатского «Слово, или Повествование, о чуде св. Генесия Арелатского, мученика» (V в.), анонимное «Слово о жизни св. Генесия», гомилия «О Генесии» из сборника Евсевия Галликана и «Мученичество св. Генесия», которое в большинстве средневековых рукописей приписывается епископу Павлину. Исследователи считают, что этим епископом вряд ли был Павлин Ноланский (под чьим именем «Мученичество» издано в латинской серии патрологии Ж.П. Миня); авторство они приписывают, скорее, Павлину, епископу города Бетерры (современный Безье) в Южной Галлии (начало V в.). О широком почитании места погребения Генесия в Арелате (современный Арль) сообщает Григорий Турский в сочинении «О славе мучеников», упоминали о Генесии и христианские поэты Пруденций и Венанций Фортунат. Празднование памяти Генесия 25 августа зафиксировано в первой редакции Мартиролога Иеронима Стридонского (во второй редакции его память дана под 16 декабря; середина V в.). Из «Мученичества» исследователям известно, что Генесий служил нотарием в государственной канцелярии в Арелате и отказался завизировать указ о гонениях против христиан императора Деция, за что и пострадал. После того как Генесий узнал, что власти приказали его арестовать, он бежал и некоторое время скрывался от гонителей. Сознавая, что его жизнь в опасности, Генесий хотел принять крещение, но некий епископ отказал ему, сказав, что «пролитие крови за Христа» равносильно крещению. Когда Генесий увидел, что гнавшиеся за ним воины обнаружили его, «по внушению Господа он устремился к Родану (река Родан, современная Рона)... чтобы там, словно в водах другого Иордана, невидимый Креститель очистил бы его от прикосновения смерти... Воды стали тверды для плавания; и он по примеру блаженнейшего Петра смог ходить среди гребней волн». Оказавшись на другом берегу и предчувствуя мученическую кончину, Генесий предался молитве и был усечён мечом одним из воинов, переправившимся через реку. По свидетельству Григория Турского, он был обезглавлен возле тутового дерева, от которого впоследствии получали помощь и исцеления прикасавшиеся к нему паломники. Арелатские христиане перенесли тело мученика на противоположный берег Родана, чтобы, по слову автора «Мученичества», «покровительством одного мученика укрепить оба берега реки, омывающей соединённые города... так что и там и там присутствует Генесий, в одном месте обретается кровью, в другом – телом». «Слово о чуде св. Генесия» святителя Илария посвящено описанию чудесного спасения множества верующих, пришедших на Родан, к месту казни мученика, чтобы почтить его память. Обрушение моста, очевидцем которого был Иларий, произошло в период епископства Гонората (около 350 – 429 гг.). Опоры моста не выдержали проходивших по нему паломников, и все находившиеся на мосту упали в воду. Гонорат вознёс молитвы Богу и Генесию, и благодаря небесному заступничеству Генесия случилось чудо: дно обнажилось, и люди добрались до противоположного берега. Автор сравнивает случившееся с ветхозаветным чудом – переходом израильского народа и священников с ковчегом завета через Иордан (Нав. 3:7–17), обыгрывая созвучие названий рек Иордан и Родан. Об этом же чуде сообщает и Григорий Турский в сочинении «О славе мучеников». Он приводит описание ещё двух посмертных чудес Генесия, схожих между собой: женщина, обвинённая в чём-то мужем, была приговорена к смерти и сброшена с камнем на шее в Родан, но помолившись Генесию, она спаслась, и это чудо засвидетельствовало её невиновность (во втором случае уточняется, что женщина обвинялась в прелюбодеянии). В епископство Илария в Арелате было две базилики во имя Генесия: на правом берегу Родана (в современном квартале Арля Тренкетай), на месте казни Генесия, и на левом, за городской стеной, в некрополе Элисий (Елисейские поля, современный Алискан), на месте его погребения. Базилика на Элисии с V в. стала местом погребения Арелатских епископов, в том числе святителей Илария и Гонората; в Средние века базилика была посвящена святым Генесию и Гонорату.

 
PR-CY.ru