Словарь по христианству Г ГРИГОРЬЕВ Иван Фёдорович

ГРИГОРЬЕВ Иван Фёдорович

ГРИГОРЬЕВ Иван Фёдорович (1872/1873 – после 1921 гг.) – богослов, библеист. Сын мещанина города Симбирска. Окончил Симбирское духовное училище, Симбирскую духовную семинарию по первому разряду, в 1893–1897 гг. учился в Казанской духовной семинарии на казённый счёт. Окончил первым по списку. Ученик Павла Александровича Юнгерова. В 1897–1898 гг. – профессорский стипендиат по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. С 3 сентября 1898 г. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета Астраханской духовной семинарии, с 20 января 1900 г. – преподаватель русской и гражданской истории Саратовской духовной семинарии, одновременно с 9 марта 1900 г. до 3 сентября 1907 г. – помощник инспектора семинарии. 4 июня 1902 г. в Казанской духовной академии защитил магистерскую диссертацию «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве». С 16 августа 1910 г. – экстраординарный профессор по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета Казанской духовной академии, одновременно с 1 января 1912 г. до конца 1914 г. – редактор журнала «Известия по Казанской епархии», с 1 октября 1915 г. – преподаватель английского языка. Священное Писание Ветхого Завета преподавал в академии до конца её существования в марте 1921 г., когда академия находилась на полулегальном положении. В ноябре 1918 г. был арестован, но вскоре отпущен. Одновременно в 1920–1922 гг. преподавал в Казанском политехническом институте. 21 марта 1921 г. вместе с другими профессорами академии был арестован, отпущен 5 октября 1921 г. Президиумом ВЧК осуждён к одному году концлагерей условно. В отличие от других преподавателей академии был обвинён не только в «незаконной религиозной деятельности», но и в «чтении лекций по богословию» студентам политехнического института (нарушение Декрета ВЦИК от 23 января 1918 г.). Дальнейшая судьба неизвестна, но в 1920–1930 гг. на территории Татарской АССР репрессирован не был. Реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан 26 августа 1992 г. Основной труд И.Ф. Григорьева – «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве» является первым значимым трудом для русской дореволюционной библеистики в области ветхозаветной мессиологии и представляет собой экзегетическое исследование, характерное для школы П.А. Юнгерова. Содержание текста составляет толкование пророческих высказываний Исаии по порядку глав и стихов. Работа состоит из двух отделов, представляющих собой подробный экзегетический анализ всех пророчеств Исаии о Мессии и Его мессианском царстве. И.Ф. Григорьев также пользовался переводами на основные европейские языки и многими сочинениями западных экзегетов, придерживающихся, по его выражению, «ортодоксального понимания» текста пророчеств. В основу толкования положен текст славянской Библии, который он в случае разночтений сопоставлял с еврейским текстом, сравнивая его с переводом Септуагинты (LXX). Автор не отдаёт явного предпочтения ни одному из переводов, оставляя вопрос о преимуществе каждого открытым. Еврейские термины зачастую приводятся без привязки к славянскому или русскому текстам Библии, что представляет трудность для читателя. Полемизируя с представителями западной критической библеистики, И.Ф. Григорьев составляет разрозненные по содержанию пророчества в одно цельное изображение грядущего Мессии. Различные понимания спорных отрывков рассматривает в свете православной христологии, основанной на святоотеческом понимании разбираемых пророчеств. Историческую ценность пророчеств Исаии подкрепляет примерами их исполнения в служении Иисуса Христа и жизни древней церкви. В заключение определяет место пророчеств Исаии в общей системе мессианских откровений Ветхого Завета. В статье «Библейские псалмы и древневавилонские гимны» опровергает мнение о зависимости библейских псалмов от вавилонской священной поэзии, показывая их различия в содержании. Отдельные общие поэтические образы или структура данных текстов не могут служить доказательством их прямого влияния, а лишь указывают на схожесть внешних форм в разных культурах при выражении идеи монотеизма.

 
PR-CY.ru