Словарь по христианству Г ГЕРХАРД

ГЕРХАРД

ГЕРХАРД (около 975 – 1051 гг.) – епископ Камбрейский, церковный и политический деятель. Знатного происхождения, сеньор города Флорен (епископство Льеж, современная Бельгия), родственными узами был связан с франкской королевской династией Каролингов, с императрицей Кунигундой, женой германского императора Генриха II Святого (973–1024 гг.). По приглашению дяди Адальберона, архиепископа Реймсского (969–989 гг.), приехал в Реймс и обучался в соборной школе под руководством Герберта Аврилакского (впоследствии папа Сильвестр II; 999–1003 гг.). Герхард принадлежал к придворной капелле императора Генриха II, который в феврале 1012 г. назначил его епископом Камбре. В епископстве Герхард реформировал древние бенедиктинские монастыри по примеру реформ, осуществлённых в аббатстве Горце, основал несколько новых монастырей – Иоанна Крестителя в городе Флорен (около 1010 г.), Като-Камбрези (1025 г.), назначил аббатами сторонников реформ – Рихарда Верденского, Поппо из Ставло и др. По его инициативе были составлены два Жития епископов Камбре VI–VII вв.: св. Гаугериха и св. Авберта. При Герхарде был вновь отстроен кафедральный собор в городе Камбре (освящён 18 октября 1030 г.). Участник политических событий того времени, он умел лавировать между интересами Римско-Германской империи и Франкского королевства. В 1023 г. стал одним из организаторов встречи франкского короля Робера II с императором Генрихом II в Ивуа (современный Кариньян); подписанный там мирный договор между монархами был призван способствовать обузданию феодальных усобиц. После смерти Генриха II политическое влияние Герхарда уменьшилось. В его действиях и выступлениях, о которых сохранились свидетельства в письмах и в начатой по его инициативе хронике «Деяния Камбрейских епископов», он руководствовался идеей «Божьего мира», предложенной церковью и поддержанной частью светского общества на волне клюнийского движения и религиозных реформ X–XI вв. В «Деяниях Камбрейских епископов» Герхарду приписывается высказывание, в котором отразились представления начала XI в. об идеальном обществе: «Он показал, что изначально род людской был разделён натрое, на людей молитвы, землепашцев и воинов; он представил убедительное доказательство того, что каждый есть с одной и с другой стороны предмет взаимной заботы». Тогда же, в 1020 гг., схожую схему предложил другой епископ Северной Франции – Адальберон Ланский. В этих схемах общество представлено как органичное сосуществование трёх ordines (этому латинскому термину соответствует русское «сословия», но правильнее было бы говорить о функциях): молящихся (oratores), воюющих (bellatores) и трудящихся (laboratores). Современные исследователи вслед за работами Жоржа Дюмезиля трактуют представления о 3-частном функциональном строении общества с точки зрения исторической антропологии, видя в них проявление индоевропейской традиции. В данном случае 3-частная структура отразилась в идеальной схеме средневекового феодального общества (Жак Ле Гофф, Жорж Дюби).

 
PR-CY.ru