Словарь по христианству Г ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич

ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич

ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (род. в 1927 г.) – советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, профессор. Солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова в 1947–1957 гг., в 1961–1964 гг. – балетмейстер этого театра. В 1964–1995 гг. и с 2008 г. – главный балетмейстер Большого театра. Народный артист СССР (1873 г.). Герой социалистического труда (1986 г.). Лауреат Ленинской премии (1970 г.), двух Государственных премий (1977 и 1985 гг.) и Премии Правительства РФ (2011 г.). Автор восьми оригинальных балетов и собственных редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра. Родился в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве – Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Васильевича Шаврова (1900–1975 гг.) и Алексея Афанасьевича Писарева (1909–1960 гг.). Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Вениаминовича Якобсона (1904–1975 гг.) «Каменный гость» (1946 г.). После окончания училища в 1946 г. был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им С.М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии. Одновременно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии Ленинградского Дворца культуры им. А.М. Горького. Его первыми балетами были «Аистёнок» Дмитрия Львовича Клебанова (1907–1987 гг.), «Славянские танцы» на музыку Антонина Дворжака (1841–1904 гг.) – оба 1947, «Семеро братьев» на музыку Александра Егоровича Варламова (1801–1848 гг.) – 1948 г. В Театре оперы и балета им. С.М. Кирова сначала ставил танцы в операх, в 1957 г. ему доверили сделать полномасштабную работу. Балет Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953 гг.) «Каменный цветок» декларировал симбиоз советского драматического балета и до того отвергавшегося балетного симфонизма. Тем самым он стал поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX в. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Багратовичем Вирсаладзе (1908–1989 гг.) – художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Ю.Н. Григоровича и позднее (вместе с ним) изменившим эстетику балета Большого театра. В 1961 г. Ю.Н. Григорович в содружестве с С.Б. Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова (род. в 1933 г.) «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера. В 1961–1964 гг. был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В 1964 г. стал главным балетмейстером московского Большого театра, занимал этот пост больше тридцати лет, вплоть до 1995 г. На следующий год после переезда в Москву (в 1965 г.) окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского. В 1991–1994 гг. параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича». В 1993–1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. Стиль управления Ю.Н. Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный (его самого нередко называли диктатором). В 1970–1980 гг. главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Викторович Васильев (род. в 1940 г.) и Майя Михайловна Плисецкая (1925–2015 гг.), которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Ю.Н. Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса-Рудольфа Эдуардовича Лиепы (1936–1989 гг.). В 1995 г. Ю.Н. Григорович после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 г. осуществил первую постановку в Краснодарском театре балета – сюиту из балета Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975 гг.) «Золотой век». В 1997 г. взял на себя художественное руководство этим новым коллективом; после премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своём намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Ю.Н. Григорович осуще¬ствляет совместно с дирижёром Александром Александровичем Лавренюком (род. в 1933 г.). В феврале 2001 г. балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, 1 марта 2008 г. стал штатным хореографом балетной труппы.

 
PR-CY.ru