ГУРИЙ, Степанов Алексей Иванович - Страница 2

В 1922–1923 гг. проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой Феодором (Поздеевским). В июле 1923 г. назначен временно управляющим Петроградской епархией, «с попечением о приходах Пскова». Выехал в Петроград и оттуда – в Псков, где был арестован за «нахождение в пограничной полосе». Освобождён после четырёх месяцев заключения, когда в Петроград был назначен новый управляющий епархией. Вернулся в Москву (указание, в том числе в Православной энциклопедии, на то, что «епископ уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии», исследователи считают совершенно недостоверным: монастырь находился тогда за границами РСФСР, на территории «буржуазной» Эстонской Республики). С февраля 1924 г. – архиепископ Иркутский. В 1924 г. был вновь ненадолго арестован. В ноябре 1925 г. был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму. 21 мая 1926 г. осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на три года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. 8 октября 1928 г. вновь осуждён на три года высылки «с прикреплением к определённому месту жительства». 25 июня 1930 г. назначен архиепископом Костромским; назначения не принял. 13 августа 1930 г. назначен архиепископом Суздальским, викарием Владимирской епархии, но не был зарегистрирован и вернулся в Москву. В 1931 г. арестован по делу «филиала Истинно-православной церкви». В 1932 г. осуждён на три года исправительно-трудовых лагерей, срок отбывал в лагере под Новосибирском, где был вновь арестован. Тройкой НКВД приговорён к высшей мере наказания и 1 ноября 1937 г. расстрелян в Горьком (по другим данным: в 1938 г. в лагере под Новосибирском). В 1981 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ канонизирован в лике священномучеников с включением в Собор новомучеников и исповедников Российских. Труды: «Философия буддизма». // Православный собеседник. 1908. Январь, март; «Тайна христианской жизни». Казань, 1908 (переиздание: М., 2002); «Буддизм и христианство в их учении о спасении». Казань, 1908; «Нигилистический принцип буддийской философии». // Православный собеседник. 1909. Апрель; «Православная миссия среди калмыков». // Православный собеседник. 1911. Июль-август; «Донские калмыки и история их христианского просвещения». СПб., 1911; «Первая православная миссия калмыков и её историческая жизнь». // Православный собеседник. 1914. Февраль-апрель; «Забытая жатва. Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков». // Православный собеседник. 1915. Январь; «Бодимур и его критический разбор». // Православный благовестник. 1915. № 5/6, 7/8, 10, 12; «Очерки распространения христианства среди монгольских племён». Т. 1: Калмыки. Ч. 1–2. Казань, 1915; «Православная миссия ламаитов и меры к её наилучшей постановке». Казань, 1915.



 
PR-CY.ru