Словарь по христианству Г ГОМАР Франциск

ГОМАР Франциск

ГОМАР Франциск (1563–1641 гг.) – известный нидерландский теолог-кальвинист. Семья Гомара в 1578 г. эмигрировала в Пфальц, чтобы иметь возможность исповедовать реформатскую веру. Гомар учился в университете Страсбурга у профессора И. Штурма. В 1580 г. по приказу нового курфюрста Пфальца Людвига профессоры-нелютеране теологического факультета Гейдельбергского университета были уволены. Некоторые из них перебрались в Нойштадт, туда же переехал и Франциск Гомар, чтобы продолжить образование. В Нойштадте его учителями были Захария Урсин (1534–1583 гг.), И. Занкий и Д. Тоссан. Особое внимание Франциск Гомар уделял изучению теологии, греческого и еврейского языков. В конце 1582 г. он отправился в Англию для завершения образования, посещал лекции Дж. Рейнолдса в Оксфорде и У. Уитикера в Кембридже. В 1584 г. получил диплом Кембриджского университета и вернулся в Гейдельберг, где профессоры-кальвинисты были восстановлены на теологическом факультете. В 1587–1593 гг. Франциск Гомар стал пастором Голландской реформатской церкви во Франкфурте-на-Майне, в 1594 г. был приглашён на должность профессора теологии в Лейденский университет; в это же время получил степень доктора теологии в Гейдельбергском университете. В 1603 г., несмотря на его возражения, в Лейденский университет был приглашён Якоб Арминий (1560–1609 гг.), который, в частности, выступал против доктрины так называемого безусловного спасения избранных. Я. Арминий считал, что Господь избрал ко спасению только верующих, т.е. спасение было обусловлено верой. Франциск Гомар стал лидером антиарминианской партии (его сторонников часто называют также гомаристами) и постоянным оппонентом Якоба Арминия. Таким образом, реформатская церковь раскололась на два лагеря. В 1608 г., после письма Арминия, направленного в Генеральные штаты, он и Гомар представили Верховному суду письменное изложение своих взглядов на основные понятия вероучения. Ознакомившись с «Изъявлением мнений» Якоба Арминия, Франциск Гомар обвинил его в неправильном понимании предопределения, первородного греха, отпадения от благодати, Троицы и т.п., указав на то, что Арминий скрыл свои истинные воззрения на основные постулаты реформатской веры. Однако правительство отклонило все претензии Гомара к Арминию и объявило, что между двумя партиями существуют лишь «незначительные противоречия». Тем не менее, противоборство сторон продолжалось. В августе 1609 г. Генеральные штаты предложили Гомару, Арминию и их адептам собраться на «дружескую встречу». Каждая сторона была представлена четырьмя делегатами; председательствовал на встречах (13 и 14 августа) великий пенсионарий Ян ван Олденбарневелт (1547–1619 гг.). После двух заседаний конференция была распущена. Правительство ещё раз потребовало от Гомара и Арминия письменно изложить свои взгляды, однако Арминий был уже тяжело болен и 19 октября 1609 г. скончался. В 1611 г., когда на место Арминия в Лейденский университет был приглашён его ученик К. Ворций, Франциск Гомар в знак протеста против усилившегося влияния арминианистов ушёл с занимаемой должности. В это время сторонников Арминия стали называть также ремонстрантами: в 1610 г. появился документ под названием «Ремонстрация», в котором были изложены пять главных пунктов их учения. Гомар переселился в Мидделбург и три года преподавал теологию и еврейский язык в университете, а также исполнял пасторские обязанности в местной конгрегации; в 1614 г. он стал профессором теологии в Сомюре. На Дортском синоде (1618–1619 гг.), где Франциск Гомар играл одну из ключевых ролей, было осуждено арминианство, изложенное в «Ремонстрации». Но синод, тем не менее, не принял супралапсарианских взглядов Франциска Гомара на предопределение, согласно которым Бог ещё до грехопадения прародителей определил, кто будет осуждён, а кто спасён. Была утверждена инфралапсарианская концепция, из которой следовало, что разделение людей на тех, кто спасутся, и тех, кто будут осуждены, было сделано Господом после грехопадения. В 1618–1641 гг. Гомар преподавал теологию и еврейский язык в Гронингенском университете. В 1633 г. он принял участие в создании нового перевода Библии на нидерландский язык, безуспешно протестуя против включения в это издание апокрифических книг. Собрание его сочинений было издано в 1645 и 1664 гг. См. также Арминианство, Арминиане.

 
PR-CY.ru