ГЕЛАСИЙ Кизический - Страница 2

Окончание третьей книги не сохранилось, но оно было известно Фотию, т.к. он упрекал Геласия Кизического за утверждение, что Константин был крещён православным епископом, хотя крещение совершил арианин Евсевий Никомидийский. Сохранившаяся часть третьей книги содержит лишь несколько посланий Константина, изданных вскоре после Никейского собора. В сочинении Геласия Кизического содержатся и рассказы о Пафнутии и Спиридоне Тримифунтском (II 9–11), лишь по времени тяготеющие к Никейскому собору. «История» Геласия Кизического носит компилятивный характер, в её основе – акты Никейского собора, которые он читал «в весьма древней» рукописи, принадлежавшей некогда архиепископу Далматию Кизическому, а впоследствии перешедшей к его отцу. Этот источник, который неизвестен другим авторам, обращавшимся к истории Никейского собора, содержит много уникальных сведений. Так, значительную часть материалов заседаний Собора занимает диспут православных епископов с философом Федоном, которого ариане наняли за деньги (II 13–24). О диспуте с неким «диалектиком» во время Никейского собора писал также Руфин Аквилейский (около 345 – 410 гг.), однако он не говорил, что этот диалектик защищал учение Ария. Этот диспут вызывает у исследователей сомнения относительно его подлинности, т.к. в нём затрагивается вопрос о Божестве Святого Духа (II 20), который в то время не обсуждался. Но Геласий Кизический ничего не пишет о том, что на Соборе зачитывалось арианское исповедание веры, составленное Евсевием Никомидийским, о чём упоминает Феодорит Кирский. Опускает он и некоторые события, известные по другим источникам. Геласий Кизический указал, что он многое заимствовал у Евсевия Кесарийского, у Руфина Аквилейского и у других авторов. Из сочинения Евсевия он использовал как «Церковную историю», так и «Жизнеописание Константина» (II 5, 28, 34–36). О Евсевии Геласий Кизический везде пишет в превосходной степени, называя его удивительным, превосходнейшим, правдолюбивейшим, «наилучшим возделывателем церковной почвы», и защищает его от обвинений в том, что он сочувствовал Арию (II 1, 18–19). Хотя Геласий Кизический пользовался и сочинениями Сократа Схоластика и Феодорита Кирского, но прямо на них не ссылался. У Сократа он заимствовал послание епископа Александра Александрийского 313–328 гг.) по поводу принятия Евсевием Никомидийским в общение Ария (II 3), послания Константина «К епископам и народу», «К александрийцам против Ария», изданные сразу после Собора (II 36); у Феодорита – послание Никейского собора к церквам Египта о мелетианской схизме (II 33). Из авторов, сочинения которых до нас не дошли, Геласий Кизический упоминает некоего древнего пресвитера Иоанна и Геласия, епископа Кесарии Палестинской, которого он так же, как и впоследствии патриарх Фотий, отождествляет с автором «Церковной истории», принадлежащей Руфину (II 7). Написанной Геласием Кизическим «Церковной историей» пользовались в IX в. Фотий, на рубеже XII–XIII вв. Никита Хониат, в XIV в. Иоанн Кипарисиот. Сочинение Геласия Кизического напечатано у Миня.



 
PR-CY.ru