Словарь по христианству Г ГУМБОЛЬДТ Вильгельм фон

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм фон

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм фон (1767–1835 гг.) – немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810 г.); ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Гумбольдта органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Иоганн Готфрида Гердера (1744–1803 гг.) о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включённости деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Гумбольдтом наряду с эстетическими концепциями Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832 гг.) и Фридриха фон Шиллера (1759–1805 гг.), ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Гумбольдту, должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, чтобы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Гумбольдта 1790–1800 гг. о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Гумбольдт перерабатывал опыт Великой французской революции, его раннее сочинение «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» (частично опубликовано в 1792 г., полностью в 1851 г.) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Гумбольдту, задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощённого национального и индивидуального развития. Надежда Гумбольдта на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Гумбольдтом реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в её классическом облике. Гумбольдт стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы. Из их слияния возникает, по Гумбольдту, «организация» –  в мире физическом, «характер» – в мире интеллектуальном и моральном. Согласно Гумбольдту, «тайна всего бытия» заключена в индивидуальности (в личности, в народе). Принимая философское учение Иммануила Канта (1724–1804 гг.), Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Гумбольдта рассматривается исследователями как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму «духа народа». Моментом такой сравнительной характерологии (сам Гумбольдт понимал её как «антропологию») оказалось и «сравнительное языкознание», одним из родоначальников которого стал Гумбольдт («О сравнительном изучении языков...», 1820 г.). В трактате «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (опубликован как введение к работе «О языке кави на острове Ява», тт. 1–3, 1836–1839 гг.) подчёркивается творческая природа языка: язык – не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, «орган, образующий мысль», продукт «языкового сознания нации», поскольку в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определённое воззрение на мир («мировидение») того или иного народа. Согласно Гумбольдту, языковед должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа: «В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку (в отличие от всего уже познанного и продуманного им) как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство – всегда по-новому ощутить непрочувствованное». «Обособив» язык как предмет исследования, Гумбольдт явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в XIX–XX вв. В своём учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в XIX–XX вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых «изданий» философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Гумбольдта о, во-первых, языке как органе и орудии мысли; во-вторых, языке как органе, образующем мысль; в-третьих, языке как о той «духовной силе, которая в своём существе не позволяет вполне проникнуть в себя».

 
PR-CY.ru