Словарь по христианству Г ГАНС Мульчер

ГАНС Мульчер

ГАНС Мульчер (около 1400 – до 1467 гг.) – немецкий скульптор, живописец и резчик. Руководил в Ульме (с 1427 г.) художественной мастерской, создававшей алтарные картины и скульптуры из дерева и камня. Для исследователей он интересен явно выраженной демократической направленностью своего искусства. Стиль Ганса Мульчера сложился под влиянием нидерландского живописца Робера Кампена (около 1378 – 1444 гг.), нидерландской и французской скульптуры эпохи Раннего Возрождения – Клауса Слютера (около 1340 – 1406 гг.) и др. Одновременно с Конрадом Вицем (около 1400 – около 1446 гг.) и Лукасом Мозером (известен в 1420–1430 гг.) Ганс Мульчер обратился к изучению натуры, вводил бытовые детали в живописные композиции на религиозные темы, стремился придать своим персонажам индивидуальную характеристику посредством гротескно-выразительной мимики и жестикуляции. Если в картинах Конрада Вица особенно акцентируются реальность пространства и обстановки, объём и округлость форм, то в произведениях Ганса Мульчера всё внимание обращено на выразительность действия, мимику и жесты людей. Передача пространства его мало интересует. Почти всегда в его картинах даётся только передний план, предметы громоздятся друг над другом, и окружение включатся лишь постольку, поскольку это необходимо для развития действия. Зато Ганс Мульчер опередил своих современников в изображении человека. Здесь он больше не удовлетворяется общими формулами, фигуры его осязаемы и подвижны, жесты и мимика исполнены выразительности, хотя иногда и преувеличены. Исследователи полагают, что источником вдохновения для него служили произведения нидерландской скульптуры и живописи, в особенности работы Флемальского мастера, но в своих произведениях он стремился ещё больше усилить драматическое начало. Наиболее прославленным произведением Ганса Мульчера является хранящийся в Берлинском музее алтарь, написанный в 1437 г. (Ландсбергский алтарь, прежде считался алтарём из Вурцаха. Картинная галерея, Берлин-Далем). Здесь в изображении «Страстей Христа» он достигает настоящего драматизма. Стремление к индивидуализированной характерности образа сказалось и во многих скульптурных произведений Ганса Мульчера («Христос-страдалец» на главном портале собора в Ульме, 1429 г.). В картине «Христос перед Пилатом» художник сумел оттенить благородство и духовную красоту Христа, помещая рядом уродливые, отталкивающие, искажённые гримасами лица Его мучителей. Большой выразительности достигает он также в сцене «Воскресения», где хорошо передаёт позы уснувших стражников и одухотворённое лицо Христа. В полных грубоватой жизненности сценах Вурцахского алтаря со всей определённостью выступает народное начало. Фигуры святых, сильные и коренастые, их выразительные бородатые лица восходят к крестьянским типам. Обстановка составлена из простых, крепко сколоченных предметов, чётко, с наивной тщательностью охарактеризованы все детали. Особая любовь к передаче материала (дерева, камня) выдаёт в Гансе Мульчере профессионального скульптора. Созданные им живописные изображения, обладающие острой пластической выразительностью, сближаются подчас по стилю с раскрашенными резными рельефами. Однако поворот к действительности, совершившийся в 1430–1440 гг. в южно-немецкой живописи, не распространился повсеместно. Искусство северных городов, почти совеем не затронутое новыми веяниями, оставалось консервативным, отдельные попытки приобщиться к достижениям южно-немецкой школы носили компромиссный характер.

 
PR-CY.ru