Словарь по христианству Г ГАНС Бальдунг

ГАНС Бальдунг

ГАНС Бальдунг, прозванный Грин (1480/1485 – 1545 гг.) – один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец, гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). Был родом из Швабии, из гуманистически образованной семьи юриста. Вскоре после рождения Ганса семья переехала в Страсбург. В 1503 г. Бальдунг уже находится в мастерской А. Дюрера в Нюрнберге, где остаётся до 1507 г., в качестве подмастерья великого художника. Бальдунг вместе с Гансом фон Кульмбахом (1476–1522 гг.) и Шейфеленом делает самостоятельно иллюстрации, зарабатывая на жизнь. Его рисуночный автопортрет, хранящийся в Публичном художественном собрании в Базеле, красноречиво говорит о независимом и смелом нраве художника уже в юности. Это очень своеобразный художник, его произведения всегда очень эмоциональны и необычны по красочному решению. Бальдунг одним из первых среди живописцев открыто примкнул к Реформации. Даже в его ранних, ещё «католических» работах, часто звучат суровые морализаторские ноты. Работал в Брейсгау, Швейцарии и Эльзасе. Поселившись с 1538 г. в Страсбурге, был придворным художником при дворе епископа. В картинах Бальдунга заметно влияние натуралистической верхнегерманской школы, но в выборе сюжета и в компоновке проявляется богатая творческая фантазия. Самыми выдающимися из его работ считаются картины, находящиеся в Лихтентальском женском монастыре, написанные им в 1496 г., и главный алтарь Фрайбургского собора (1512–1516 гг.). На средней части этого алтаря изображено «Венчание Девы Марии»; на боковых частях великолепно исполнено «Бегство в Египет», считающееся его лучшим произведением. Долгое время Бальдунгу приписывалось авторство Изенгеймского алтаря, хранящегося в настоящее время в Кольмарском музее Унтерлинден; настоящим автором алтаря является Маттиас Грюневальд (1470–1528 гг.). «Портрет Кристофа Баденского», хранящийся в «Старой пинакотеке», представляет собой один из шедевров художника. Уловив всю яркую характерность наружности портретируемого, Бальдунг сообщает его облику нарядность, элегантность, что достигается благодаря твёрдым, изысканно ясным линиям рисунка. Эта графическая отточенность и выверенность линии передана художнику Дюрером, но в отличие от Дюрера Бальдунга больше привлекают в образе характерные частности, а не значительность образа, в которой выявлялась всегда гуманистическая направленность художественных воззрений его учителя. В Кристофе Баденском ощущается напористая сила, хитрость и жажда жизни. На синем фоне вырисовывается смуглое обветренное лицо в причудливом головном уборе – красном берете, украшенном золотым обручем с насаженными золотыми перстнями и брошью-крестом; угрюмое выражение лица представляет контраст с праздничностью красок. Портрет датирован 1515 г., когда маркграфа постигло сильное психическое расстройство, которое послужило причиной его вынужденного отказа от власти. Одной из лучших работ Бальдунга («Рождеству Христову») присуще очарование простоты, сказочности, подлинной народности. Его интересует передача контрастов густой ночной тьмы и единого таинственного освещения. Сцена перенесена в полуразрушенный храм, трещины которого подчёркнуто выявлены. Среди этой неустроенности окружения, холода и неуютности особенно остро воспринимается нежность и любовь восхищённых Марии и старого Иосифа. Иконографически сцена близка, скорее, к теме «Поклонения младенцу». Редким также является изображение человеческих фигур в правильном соотношении с архитектурой и совсем крошечное тельце новорождённого Младенца; картина подписана и датирована. Возможно, она находилась в новой церкви, основанной в 1520 г. в Галле архиепископом Альбрехтом Бранденбургским, а потом в Ашаффенбурге после её ликвидации; с 1814 г. числится в баварском собрании «Старой пинакотеки». К числу лучших произведений относятся также «Оплакивание Христа» (1515 г.) и аллегории смерти в музеях Базеля и Флоренции. Ганс Бальдунг Грин оставил также большое количество гравюр и рисунков.

 
PR-CY.ru