ГРИГОРИЙ III

ГРИГОРИЙ III – Александрийский патриарх (около 1332/1354 – около 1350/1366 или 1370; по другим сведениям, 1327–1346 или 1350 гг.). Исследователи полагают, что какое-то время он жил на Афоне. Существует предание, что во время споров о литургии Василия Великого на Афоне и в Константинополе именно Григорий III повлиял на то, чтобы в её состав был введён задостойник «О Тебе радуется», тогда как на литургии Иоанна Златоуста продолжали петь «Достойно есть». Однако епископ Порфирий (Успенский) предполагает, что это был Александрийский патриарх Григорий IV (1397/1398 – около 1412 гг.). Вероятно, Григорий III большую часть времени жил в Константинополе. На его патриаршество приходится одно из самых ожесточённых гонений на христиан Египта и Сирии (1354 г.), предлогом для которого послужило вызывающее поведение коптских чиновников и управляющих (ношение пышных одежд, использование породистых верховых животных и, как сообщает аль-Макризи, «наглость и самоуправство» в отношении мусульман). Жалоба на их действия была удовлетворена султаном ас-Салихом Салихом (1351–1354 гг.) и фактическим регентом государства эмиром Тазом. Они, вызвав глав христианских церквей на совет улама и кади, вынудили подтвердить их приверженность своим обязательствам в соответствии с «Договором Умара». Христианам было запрещено принимать мусульманские имена и прозвища, носить тюрбан длиной более 10 локтей, предписано спешиваться и отворачиваться к стене при приближении мусульман, при входе в общественную баню вешать на шею крест, женщинам было предписано носить синие пояса. Свыше 10 тыс. гектаров церковных и монастырских вакфов (форма земельной и прочей собственности, посвященной в основном целям благотворительности) было конфисковано и роздано в качестве военных ленов (икта) мамлюкским эмирам. В 1356 г., при султане Насире Хасане, христианам (даже перешедшим в ислам) было запрещено заниматься банковским делом и ростовщичеством, работать в канцеляриях (дававин) султана и эмиров. Новообращённым мусульманам предписывалось регулярно посещать мечети для уставных и пятничных молитв и отказаться от общения с семьями, если те сохраняли верность прежней религии. Мусульманам передавались права распределения наследства умерших христиан среди их родственников (при отсутствии наследника это имущество отходило казне). Власти были не в силах защитить христиан при нападении на них мусульман, многочисленные церкви Старого и Нового Каира и Верхнего Египта (особенно построенные уже после арабского завоевания Египта) были разрушены, разграблены и обращены в мечети. Были снесены и дома христиан, возвышавшиеся над жилищами мусульман. Ужесточение государственной политики Мамлюкского султаната в отношении иноверцев получило отражение в фатве законоведа Ибн ан-Наккаша (1357 г.). В результате этого преследования значительная часть христиан Египта обратилась (первоначально внешне) в ислам. Однако повторные заявления источников о несоблюдении христианами условий «Договора Умара» свидетельствуют о том, что эти меры не возымели должного действия. Вероятно, именно в патриаршество Григорий III в октябре 1365 г. крестоносцы во главе с кипрским королём совершили набег на Александрию, разрушили город и перебили несколько тысяч жителей. По свидетельству египетских хронистов, от рук «франков» пострадали и местные христиане.

 
PR-CY.ru