Словарь по христианству Г ГЕРМАН I

ГЕРМАН I

ГЕРМАН I – Константинопольский патриарх в 715–730 гг., святой (память – 12 мая), защитник иконопочитания. Родился в знатной византийской семье, его отец приходился родственником императору Ираклию I (610–641 гг.), в правление которого занимал высокий пост, участвовал в политической борьбе и навлёк месть на сына (в молодости тот был оскоплён и тем самым поневоле предопределён к безбрачию и духовному сану). Ещё в молодости Герман I стал членом клира собора Святой Софии в Константинополе, принимал деятельное участие в жизни церкви, играл важную роль на шестом Вселенском соборе, был поставлен митрополитом в г. Кизик, в Малой Азии. Как человек «опытный в делах церковных и гражданских» населением столицы и императором был избран в патриархи. Герман I сразу же восстановил православие и предал анафеме монофелитов. Именно в его патриаршество в империи разразился первый иконоборческий кризис. Движение против иконопочитателей началось в церковной сфере, как полагают исследователи, раньше, чем в политических кругах. Епископ Николии Константин, не умея согласовать со второй заповедью (не создавай себе кумира) чествование икон, сделал что-то для отмены иконопочитания в своей церкви, вызвав этим поступком негодование против себя в лице своего митрополита Иоанна Синнадского и других епископов своей епархии. Прибыв в Константинополь, он заверил патриарха Германа I, что и не думал вооружаться против чествования святых, которых он чтит, а шёл только против «поклонения рукотворным вещам», соглашался, со своей стороны, даже лишиться кафедры. Выслушав объяснение Германа I относительно смысла иконопочитания, заверил «как перед Богом всяческих», что согласен с ним в этом, но, вернувшись на свою епископию, не исполнил того, что от него требовал Герман I для умиротворения христиан и не передал послания Германа I митрополиту Иоанну. Ещё решительнее был Клавдиопольский епископ Фома (вероятно, митрополит Онориадский). В Константинополе он не выражал никаких сомнений относительно иконопочитания, но прибыв в свою церковь, «как будто исходя из общего догмата и некоего неоспоримого суждения, уничтожил иконы». В послании, приписываемом папе Римскому Григорию II (715–731 гг.), говорится, что беззаконный сын Апсимара, Ефесский митрополит Феодосий был также на стороне противников иконопочитания. Папа пишет Льву: «Ты услышал о беззаконном безумии (Феодосия экзарха) Ефесского, сына Апсимара (низложенного императора Тиверия) и подобных ему». Прошло немало времени, прежде чем в политических кругах созрела мысль о гонении на иконопочитание. Мысль о перемене вероисповедания в Византии пробуждали физические бедствия. Летом 726 г. было сильное вулканическое извержение в Средиземном море. Даже появился новый Кикладский остров, который примкнул к так называемому Священному острову. В Византии увидели в этом гнев Божий, занялись вопросом о том, что его вызвало, и в политических сферах нашли, что византийцы прогневали Бога своим иконопочитанием. При этих совещаниях, по-видимому, обошлись без участия Германа I. Императором Львом III Исавром (717–741 гг.) был немедленно издан указ против иконопочитания. Мнение, будто в 726 г. император приказал поставить иконы только повыше, чтобы народ не мог их целовать, исследователи признают неосновательным. Они считают, что, прежде всего, решили применить эдикт против весьма чтимого в Константинополе изображения Христа Поручителя, стоявшего на Халкопратийских воротах (следовательно, достаточно высоко). Посланный императором спафарокандидат (представитель придворного офицерства, исполнявший преимущественно церемониальные функции) Ювин, несмотря на мольбы народа и (особенно) женщин (ревнительниц и мироносиц) не трогать священного изображения, поднялся по лестнице и трижды ударил топором по лику иконы Спасителя. Присутствовавшие женщины опрокинули лестницу и засекли Ювина прутьями до смерти. Император приказал казнить их (память этих мучеников за иконопочитание празднуется 9 августа).

 



 
PR-CY.ru