ГРИГОРИЙ II - Страница 2

Но папа был далёк от мятежных настроений, хотя и осудил византийского императора как еретика за иконоборчество и другие реформы в сфере права, общественных отношений и церковной политики. Православным, естественно, хотелось видеть в лице Григория II памятник борьбы с императором. Но вместо подлинных памятников появились подложные – послания императору. Хотя исследователи предполагают, что эти послания составлены в Византии (по тону и характеру содержащихся в них сведений), но не оспаривают, что фальсификатор имел под руками подлинные послания папы, признавая их недостаточно сильными и написанными в собственном вкусе. С именем папы Григория II исследователям известны два послания к императору. Если верить этим посланиям, император два раза на действия папы отвечал изложением своей иконоборческой точки зрения: а) иконы – остатки идолопоклонства; б) запрещены второй заповедью и в) не предписаны шестью Вселенскими Соборами, и так как г) народ чтит в иконах само вещество и д) мучеников называет богами, то Лев, как «царь и иерей», спустя 800 лет после Христа устранил из церкви иконы подобно тому, как (по его словам) Озия (Езекия), царь Иудейский, удалил спустя 800 лет медного змия из храма. Император угрожал папе поступить с ним, как с папой Мартином I (649–653 гг.). Сомнения в подлинности этих посланий вызывают те факты, что, во-первых, Лев III не мог написать «царь и иерей» (или « я – царь и священник»), поскольку исаврийцы присвоили себе титул только светских государей; во-вторых, против подлинности этих посланий говорит то обстоятельство, что они не входят в деяния Седьмого Вселенского собора, а лишь прилагаются к ним, следовательно, они не читались на Соборе и на них там нет никакого намёка. Кроме того, определённые выражения (пусть даже полемического характера) в интересах императорской власти являлись неудобными, потому что должны были быть прочитаны в присутствии императрицы и её сына. Если бы эта переписка с папой действительно принадлежала Григорию II, то римские легаты не преминули бы сослаться на неё на соборных заседаниях и внести её в текст деяний Собора. Деяния Седьмого Вселенского Собора были переведены на латинский язык Анастасием Библиотекарем. По своему изложению он предпослал некоторое введение. Очень естественно было бы ему, ввиду особых его отношений с римской кафедрой, обратить внимание на эти послания, возвышавшие Григория II, чего он, однако, не сделал. По сохранившимся сведениям, папа ответил императору двумя (727–729 гг.) обличительными посланиями, в которых разъяснял истинный (согласный со второй заповедью) смысл иконопочитания, указывал на то, что не всё и необходимое предписано Вселенскими Соборами, что чествование икон глубоко коренится в сознании народа, убеждал императора не вмешиваться в дела церкви, а на угрозы ответил напоминанием, что для папы нетрудно удалиться под власть западных государей, где он будет в совершенной безопасности от византийских угроз (а также приостановил выплату податей в имперскую казну). Но несмотря на несогласие с политикой Льва III, папа никогда не был сторонником полного разрыва с империей, не поддерживал восстания и сам дал экзарху Евтихию войска для его подавления. Ограничиваясь пассивной оппозицией византийскому экзарху, он стремился сохранить церковную и политическую связь с Константинополем в расчёте на поддержку империи в борьбе против захватчиков-лангобардов. После неудачной попытки византийцев арестовать папу Евтихий вступил в соглашение с королём Лиутпрандом и с его помощью вошёл в Рим. Впрочем, арестовать папу экзарх всё же не смог, поскольку 11 февраля 731 г. Григорий II скончался. Его преемником был Григорий III (731–741 гг.), родом сириец, действовавший в духе своего предшественника. Чтобы наказать непокорного папу, император в 732 г. отправил в Италию сильный флот, но он потерпел крушение в Адриатическом море. И Лев III был вынужден ограничиться тем, что возвысил подати в Калабрии и Сицилии, отобрав в казну патримоний (наследственное имение) и подчинив Иллирик Константинопольскому патриарху, до того зависевший от Римского папы. В своё правление Григорию II удалось значительно упрочить положение римского престола в Италии. Среди германских народов, по сообщению хронистов, его «чтили как Бога». Он первым из пап он определённо встал на сторону бенедектинского монашеского устава, много сделал для распространения монашества в Италии, в частности, восстановил монастырь Монте-Кассино (720 г.). Более поздние историки несколько преувеличивают роль Григория II, считая, что он вывел Рим, Италию и весь Запад из сферы политического и духовного влияния Византии. Григорий II был похоронен в базилике Святого Петра и после смерти был причислен к лику святых. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru