ГЕРХОХ РАЙХЕРСБЕРГСКИЙ - Страница 2

Сохранилось около 15 богословских, экзегетических и полемических сочинений Герхоха Райхерсбургского. Количество их списков очень незначительно, бо́льшая часть происходит из Райхерсберга. Принципы церковной реформы, необходимость разделения компетенций духовной и светской властей, критика обмирщения клира содержатся в полемических сочинениях «Liber de aedificio Dei» («Книга о домостроительстве Божьем», 1128 г.), «Dialogus inter clericum secularem et regularem» («Диалог секулярного и регулярного клириков», 1131 г.), «Liber de simoniacis» («Книга о виновных в симонии», 1135 г.), «Tractatus in psalmum LXIV» («Комментарий на псалом 64», 1152 г.). Христологической полемике с Пьером Абеляром, Гильбертом Порретанским, Эберхардом Бамбергским и Фольмаром Трифенштайнским посвящены «Contra duas haereses» («Против двух ересей», 1147 г.), «Liber de novitatibus huius temporis» («Книга о новшествах этого времени», 1156 г.), «Utrum Christus homo sit Filius Dei et Deus natura an gratia» («Является ли Сын Человеческий сыном Бога или Богом по природе или по благодати», 1164 г.), «De gloria et honore Filii hominis» («Книга о славе и достоинстве Сына Человеческого», 1163 г.). Богословские проблемы разбираются в трудах «Expositio super canonem missae» («Комментарий на Изложение канона мессы»), «Libellus de ordine donorum S. Spiritus» («Книжица о степенях даров Святого Духа», 1142 г.). Главным экзегетическим трудом Герхоха Райхерсбургского исследователи называют «Tractatus in psalmos» («Комментарий на псалмы», 1144 – 1167/1168 гг.), который считается самым большим по объёму средневековым комментарием на псалмы. В трактовке богословских проблем Герхох Райхерсбургский опирался на сочинения Руперта Дойцскго, Илария из Пуатье, Бернарда Клервоского. Эсхатологический характер носят поздние сочинения Герхоха Райхерсбургского «De investigatione Antichristi» («О приметах Антихриста», 1160/1162 гг.) и «De quarta vigilia noctis» («О четвёртой ночной страже», 1167 г.). Научное изучение трудов Герхоха Райхерсбургского началось в XIX в. В историографии есть различные оценки деятельности и личности Герхоха Райхерсбургского. Он считается крупным оригинальным теологом (иногда его называют немецким Бернардом Клервоским), а его сочинения – вершинами досхоластической теологии. Учёные отмечают обширные познания Герхоха Райхерсбургского в области экзегетики, догматики, истории церкви, высоко оценивают развиваемые им принципы толкования текста Библии в его целостности, а не по фрагментам. Однако исследователи сходятся в том, что сочинения Герхоха Райхерсбургского были мало известны в Средние века и не оказали существенного влияния на развитие богословской мысли; его критика схоластической диалектики поставила его вне круга источников «новой теологии» XII в., которая стала основным направлением развития богословия в развитое Средневековье.



 
PR-CY.ru