ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 2

Вопрос о форме существования ГПЦ частично был оговорён ещё в Георгиевском трактате 1783 г. Так, восьмой артикул трактата гласил: «О управлении же Грузинския Церкви и отношении, каковое долженствует быть к Синоду Российскому, о том составится особливой артикул... Ея Императорское Величество соизволяет, чтоб католикос, или начальствующий архиепископ их, состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольскаго, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена». 20 января 1801 г. российский император Павел I писал об этом: «Я хочу, чтобы Грузия была губерния, итак тотчас поставьте её в сношение с Сенатом, а по духовной части с Синодом» (Высочайший рескрипт на имя генерал-лейтенанта К.Ф. Кнорринга). Главноуправляющий Грузией генерал К.Ф. Кнорринг изучил все обстоятельства, связанные с состоянием ГПЦ, собрал необходимые данные для «упорядочения дел по управлению грузинским духовенством». В феврале 1801 г. он написал католикосу-патриарху Антонию II (Багратиони): «По случаю присоединения Грузии к Российской империи, Е(го) И(мператорскому) В(еличеству) угодно иметь подробные сведения о состоянии находящегося в Грузии духовенства, вследствие чего прошу Ваше Святейшество доставить мне благосклонные Ваши отзывы на следующие пункты: 1. Сколько и какие во всех областях Грузии епархии, кто управляющие ими архиереи, и архиереи сии каким духовным начальством управляются; 2. Сколько в каждой епархии мужских и женских монастырей, кафедральных и приходских церквей, и как и откуда архиерей, монастыри и священники получают доходы на содержание; 3. Имеют ли архиереи для управления монастырями и церквами какие-либо судебные органы, как, например, дикастерия или духовные правления, кто является их членами и какие у них доходы; 4. По гражданским делам духовные лица судятся в одних только духовных судах или в гражданских; 5. В духовные лица производятся представители одного отдельного сословия, как в России, или из всех других сословий; 6. Имеются ли в епархиях для духовных лиц училища и чему в них обучаются?». Католикос-патриарх Антоний II передал К.Ф. Кноррингу ответ вместе с кратким очерком истории ГПЦ. Главной католикос назвал Мцхетскую епархию с патриаршей кафедрой в Мцхете, а также перечислил восемь епархий в Картли с кафедрами в Тифлисе, Самтавро, Руиси, Урбниси, Самтависи, Цилкани, Манглиси и Никози, шесть епархий в Кахети с кафедрами в Бодбе, Алаверди, Ниноцминде, Рустави, Некреси, Харчаши, а также 11 монастырей в Картли и 12 в Кахети, многие из которых к тому времени уже не действовали. Католикос-патриарх Антоний II указал, что архиереи, архимандриты и монастырское духовенство получали доходы от церковных и монастырских крестьян и имений, а приходские священники – от треб и личного хозяйства. Производство в духовные звания (чины) осуществлялось не только из духовного сословия, но и из других – «по достоинству и избранию». Грамоте, церковному пению и Закону Божию обучали при церквах всех епархий. Духовные семинарии в Тифлисе и Телаве, открытые отцом католикоса Антония II, грузинским царём Ираклием II, где обучали богословию, философии, истории, риторике, математике и грамматике, на тот момент не действовали.

 



 
PR-CY.ru