ГОРДЕЕВ Фёдор Гордеевич

ГОРДЕЕВ Фёдор Гордеевич (1744–1810 гг.) – скульптор, мастер монументально-декоративной пластики. Из семьи придворного служителя (скотника), занимал должность писаря Царскосельского вотчинного управления. В 1759–1767 гг. учился в Академии Художеств сначала по классу живописи, затем в скульптурном классе члена Академии Художеств в Париже академика Николя-Франсуа Жилле. Вместе с Федотом Ивановичем Шубиным Ф.Г. Гордеев принадлежал к старшему поколению скульпторов – учеников Академии Художеств. Удостоен медалей в 1763 и 1765 гг. – малых серебряных за рисунок и лепку с натуры, в 1766 г. – малой золотой за рельеф «Убиение Олегом Аскольда и Дира» (не сохранился), в 1767 г. – малой золотой за рельеф «Мирное утверждение между российским князем Олегом и греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими» и аттестата первой степени на звание классного художника. Один из первых пенсионеров Академии Художеств в Париже (1767 г. – август 1769 г.), где учился у Жана-Батиста Лемуана, мастера скульптуры в стиле рококо, с 1768 г. – ректора и директора Королевской академии живописи и скульптуры. Под руководством Ж.-Б. Лемуана Ф.Г. Гордеев исполнил барельефы «Жёны-мироносицы и ангел», «Диоген в бочке перед Александром Македонским». Интерес к динамичной, контрастной барочной пластике проявился в скульптурной группе «Прометей» (бронза, 1769 г., Московский музей-усадьба «Останкино», Третьяковская галерея, Русский музей), за которую после возвращения в Россию Ф.Г. Гордеев получил звание «назначенный». В 1769–1772 гг. Ф.Г. Гордеев жил в Риме, посещал Геркуланум и Помпею. С 1773 г. – преподаватель в скульптурном классе Академии Художеств, с 1777 г. – его руководитель после отъезда Н.-Ф. Жилле на родину. 17 октября 1776 г. удостоен звания академика за рельеф «Меркурий отдаёт новорождённого Бахуса нимфам на воспитание» (не сохранился), с 13 августа 1779 г. – адъюнкт-профессор, с 25 января 1780 г. – член академического совета, с 1782 г. – первый русский профессор скульптуры, с 1794 г. – адъюнкт-ректор, в 1795–1797 гг. – исполняющий обязанности директора Академии Художеств, с 1802 г. – ректор скульптуры. По выражению Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеев – «главный надзиратель, свидетель над другими скульпторами», его учениками были русские ваятели Иван Прокофьевич Прокофьев, Павел Петрович Соколов и др. Загруженность преподавательскими и административными делами не позволила Ф.Г. Гордееву создать значительное число произведений. Наиболее ярко он проявил себя в области мемориальной пластики, став первым русским скульптором художественных надгробий. Для памятника-стелы Н.М. Голицыной (1780 г., музей архитектуры имени А.В. Щусева) характерны классицистические черты – уравновешенность композиции, строгость и спокойное величие. Рельеф плакальщицы, склонившейся к урне и держащей медальон с вензелем княгини, восходит к мотивам античных мраморных стел, использованных, в частности, французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном. Черты классицизма сочетаются с барочной пышностью в многофигурных пирамидальных композициях надгробий князей Александра Михайловича Голицына (1788 г., при участии И.П. Прокофьева, мрамор, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры) и Дмитрия Михайловича Голицына (1799 г., мрамор, музей архитектуры имени А.В. Щусева) для московской Голицынской больницы.

 



 
PR-CY.ru