ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ Флавий - Страница 2

Это господствующее (православное) учение при нём впервые названо «кафолическим» (вселенским); только его сторонникам разрешено именоваться «церковью». Арианство и другие секты были запрещены. Константинопольский собор 381 г. подтвердил Никейский Символ веры (дополнив его) и повторил осуждение всех еретиков, а упорствующим грозило уголовное преследование. Сразу же после Собора (с 382 г.) Феодосий I стал преследовать язычников, издав приказ всюду запрещать языческий культ, преимущественно жертвоприношения, а в 391 г. им было приказано закрыть языческие храмы по всей империи. В результате были разрушены многие святилища и произведения античного искусства, в частности, храм Аполлона в Дельфах и храм бога Сераписа в Александрии с его богатой, веками собираемой библиотекой. Эдикт 391 г. нанёс последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из зала Сената окончательно и навсегда была вынесена знаменитая статуя богини Ники («Победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не восстала против решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394 г.), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих уголках империи; празднества натуральных культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму. Однако эти меры касались только Востока; в Риме язычество продолжало существовать по-прежнему. Жреческие коллегии, хотя и лишённые своих прежних доходов, пополнялись из рядов римской аристократии, а при императоре Евгении (392–394 гг.), который был расположен к язычникам, их культ на короткое время даже поднял голову. Но после победы Феодосия над Евгением и для Запада настали те же времена, как и для Востока. При Феодосии I (или при его сыне Гонории) жречества понтификов, весталок и пр. прекратили своё существование. Тогда же (в 400 г.) был сожжены Сивиллины книги, которые в продолжение более десяти веков были книгой судеб римского государства. Это было равносильно уничтожению язычества в городе Риме и в городах Запада вообще. Отныне оно держалось только в деревнях, чем и объясняется слово «pagani» (от «pagus» – «деревня»). На Востоке сила язычества ещё не была сломлена в Александрии, и только вторжение ислама положило конец заодно и ему, и христианству. После преследований Феодосия I центром язычества в Римской империи стали Афины; здесь в течение более столетия языческая философия продолжала читаться с кафедр. Этому положил предел лишь император Юстиниан I Великий (527–565 гг.), закрывший в 529 г. афинскую высшую школу. По странному совпадению к тому же 529 г. относится и уничтожение последнего языческого культа на Западе: культа Аполлона на Кассинской горе Бенедиктом Нурсийским (около 480 – 547 гг.), основавшим там свой знаменитый монастырь. Таким образом, этот год может считаться предельным в истории падения язычества. В своих решениях в области религии Феодосий I находился под сильным влиянием знаменитого Отца западной церкви Амвросия Медиоланского (около 340 – 397 гг.), что часто доводило государя до полной покорности епископу. Хорошо известен факт, как Феодосий I принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя император старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но своим подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла основную роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе. Умирая, Феодосий I разделил империю между двумя сыновьями: старшему Аркадию, ещё не сложившемуся юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребёнку – Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.



 
PR-CY.ru