ЕЛИСЕЙ

ЕЛИСЕЙ (ум. в 1250 г.) – Ла́вришевский, основатель Лавришевского мужского монастыря, преподобный (память 23 октября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Белорусских святых). Житие Елисея не сохранилось. В середине XVII в. иезуит Альберт Виюк-Коялович издал пересказ Жития святого, список которого хранился в Лавришевском монастыре, с начала XVII в. принадлежавшем униатам (текст был написан кириллицей). Согласно Житию в пересказе А. Кояловича, Елисей был сыном литовского князя Тройната (ум. в 1263 г.), служил при дворе Миндовга (Литовский великий князь в период около конца 1230 гг. – 1263 г.). В 1225 г. Елисей, оставив язычество, принял православное крещение и поселился в монастыре. Спустя некоторое время вместе с неизвестным по имени иноком основал на собственные средства на реке Неман Лавришевский монастырь, где позднее жил Литовский великий князь Войшелк. В ночь на 23 октября 1250 г. Елисей был убит юношей-слугой. В Житии содержатся анахронизмы, в частности, Елисей был убит раньше, чем Войшелк принял монашество (1255 г.). Имя Елисея отсутствует в древнейших актах Лавришевского монастыря последней трети XIV – начала XVI вв., в месяцесловах, о Елисея нет сведений в летописях. В белорусско-литовских летописях XVI в. содержится рассказ об основании Лавришевского монастыря сыном Тройдена (1220 гг. – 1282 г.) Римунтом (Рымунтом, Рамултом), в православном крещении Василием или Лавром-Лаврентием (Лаврашем). Уже будучи монахом, Римунт-Лавраш-Василий участвовал в борьбе за литовский великокняжеский трон и победил князя Довмонта, после чего, объявив о своём возвращении в монастырь, передал престол князьям из рода Гедимина (Полное собрание русских летописей). По мнению исследователей, рассказ о Лавраше в этих источниках содержит многочисленные анахронизмы и обнаруживает сходство с биографией князя Войшелка (в изложении Волынской летописи), что заставляет большинство исследователей считать Римунта-Лавраша-Василия литовским персонажем, которому как члену правящего рода официальное летописание Великого княжества Литовского приписывает санкции на передачу власти другому роду и в повествовании о котором отразилась память о князе Войшелке. Не раньше XVIII в. возникла легенда о принятии Лаврашем пострига с именем Елисей, и таким образом он был отождествлён с Елисеем. Исследователи полагают, что в позднейшей традиции основание Лавришевского монастыря могло приписываться Войшелку, при этом считалось, что Лаврентий – его монашеское имя, по которому монастырь назван Лавришевским. Елисей скончался и был погребён в основанном им монастыре. По мнению исследователей, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам середины XVII в., мощи святого почивали открыто. Исследователям известно о нескольких посмертных чудотворениях Елисея. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к его мощам исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому монастырю, нападавшим показалось, что в обители скрывается русско-литовское войско (в монастыре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Елисея за свою обитель.

 



 
PR-CY.ru