ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

К особенностям иконы из Елецкого монастыря исследователи относят то, что Младенец изображён в повороте на три четверти, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене – в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой. Границы явленного образа чётко обозначены, т.е. представлено собственно явление иконы. Иконография обоих вариантов изображения не связана происхождением с древней византийской традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или западных образцов: фигуры представлены в свободных разворотах, Богородица касается правой рукой правой ножки Младенца. Списки иконы Елецкого монастыря с конца XVII в. имели локальное распространение, главным образом, на Черниговщине. В изводе, соответствующем чудотворной иконе, но в кратком варианте (собственно явленный образ без дерева), она изображена также на портрете ктитора Елецкого монастыря Василия Дунина-Борковского (1701–1703 гг., Черниговский художественный музей). В Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря на западной грани северо-западного столпа находится список Елецкой Черниговской иконы. В 1971 г. икону передали в фонды Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника, где в 1988 г. были проведены реставрационные работы, в том же году образ вернули на его прежнее место в Троицкий собор. Размеры этого списка совпадают с размерами иконы из Елецкого черниговского монастыря, характер письма также схож с копируемым образом. Несмотря на незначительные расхождения в изображении свитка (в левой руке Богомладенца на иконе из Троицкого собора свиток виден хорошо, тогда как на иконе из Елецкого монастыря видна лишь его нижняя часть), обе иконы, по мнению исследователей, могли быть написаны одновременно. В Петропавловской церкви Елецкого черниговского монастыря находится ещё один список иконы, сделанный с главной святыни обители. По мнению исследователей, качество живописи среднее, масштабные сопоставления имеют значительные погрешности; икона неоднократно поновлялась; они полагают, что она была написана в конце XVIII – начале XIX вв. В экспозиции Киево-Печерского музея-заповедника представлена трёхчастная икона конца XIX в. в киоте-складне с Елецкой Черниговской иконой в среднике и образами святителей Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского на створках (художник Степан Данилович Бутник).

 



 
PR-CY.ru