ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ - Страница 2

Приход Ижора (Инкере) охватывал территорию современных городов Колпино и Отрадное, посёлков Усть-Ижора и Ульяновка. Церковное здание находилось между Войскорово и Ям-Ижорой. В 1632 г. в Молосковицах была построена приходская церковь из белого известняка; это – единственная в Ингерманландии церковная постройка XVII в., руины которой сохранились до настоящего времени. В церковно-административном отношении эти приходы первоначально относились к Выборгской епархии, однако в 1641 г. ингерманландские приходы были выделены в церковную провинцию во главе с суперинтендантом, резиденция которого находилась в Нарве. Первым суперинтендантом был Хенрик Стахелл. Известны также имена некоторых его преемников – Абрахама Таувониуса и Йоханнеса Гезелиуса-младшего, который после служения в качестве интенданта (1681–1689 гг.) был епископом Або. Пока длилась Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.) Россия и Швеция были союзниками. Однако в 1656 г. Россия попыталась вернуть себе территории, захваченные Швецией, и добиться выхода к Балтийскому морю. Война закончилась в 1658 г. подтверждением границ, определённых Столбовским договором, после чего последовала вторая волна переселения финнов, в основном, из-под Выборга (племя савакот). В 1686 г. в Шведском королевстве был введён Устав лютеранской церкви, зафиксировавший весьма жёсткое подчинение церкви государству. В 1703 г. в ходе Северной войны в состав Российской империи вошла Ингерманландия, где было 28 приходов, в том числе и финско-шведский приход св. Марии в только что основанном Санкт-Петербурге (по мнению исследователей, он переместился из Ниеншанца, т.е. с правого берега Невы на левый). Лютеране получили в Российской империи свободу вероисповедания, ограниченную только запретом обращения православных в лютеранство. Управление лютеранскими приходами осуществлял Святейший Синод; в 1734 г. была учреждена подчинённая ему Консистория евангелических церквей (которая ведала также реформатскими церквами). Для лютеранских приходов продолжал действовать шведский Устав 1686 г., причём в некоторые приходы пасторов назначал монарх, и они получали субсидии из российской казны. В 1745 г. прежде единый шведско-финский приход Санкт-Петербурга разделился на финский приход св. Марии и шведский св. Екатерины (располагавшиеся соответственно на Большой и Малой Конюшенных улицах). Возникли приходы в Кронштадте (1750 г.) и Гатчине (1793 г.). В результате присоединения сначала Выборга и небольшой части Финляндии (1743 г.), а затем и всего Великого княжества Финляндского (1809 г.) изменилось соотношение между немецкоязычным и финноязычным лютеранством в пределах Российской империи в пользу финнов. Но и на литургии, и в проповеди чаще использовали шведский язык. В XVIII – начале XIX вв. финноязычных лютеран Санкт-Петербургской губернии называли «маймисты» (фин. maamies – крестьянин); племенное деление на эвремёйсет и савакот этнографы фиксировали до начала ХХ в. В 1819 г. император Александр I учредил Евангелическую генеральную консисторию для управления всеми евангелическими (т.е. лютеранскими и реформатскими, а также смешанными – принявшими Прусскую унию 1817 г.) приходами Российской империи.

 



 
PR-CY.ru