ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 3

Последняя статья имеет отдельную рукописную традицию, что заставляет исследователей сомневаться в её принадлежности Ермолаю (А.А. Романова). Одним из источников, использованных Ермолаем при создании «Зрячей пасхалии», стал, как полагают исследователи, сборник «Миротворный круг», составленный в конце 1530 – начале 1540 гг. новгородским священником Агафоном. По мнению А.А. Романовой, Ермолай мог использовать также анонимные хронологические таблицы на 532 года, известные в русской книжности с конца XIV в. Богословские воззрения Ермолая изложены в двух циклах памятников, составляющих «Большую трилогию» («Книга о Святой Троице») и «Малую трилогию» (написана позднее «Большой трилогии»). Начало работы Ермолаем над «Большой трилогией» исследователи относят к концу 1550 – началу 1560 гг. Окончательно памятник сложился в монашеский период творчества Ермолая. О значении, которое он придавал данному сочинению, свидетельствует тот факт, что «Книга о Святой Троице» открывает оба его авторских сборника. Обе трилогии включают по два полемических трактата и по одной молитве из сотни стихов, объединённые вниманием автора к догмату Святой Троицы. Особое внимание Ермолая к данной теме, прослеживающееся в большинстве его сочинений, было вызвано, в первую очередь, необходимостью защиты учения о троичности Божества от нападок еретиков-антитринитариев, известных в России в середины XVI в. Кроме того, по мнению Вячеслава Фёдоровича Ржиги, данная тематика сочинений Ермолая обусловлена тем обстоятельством, что главным храмом Пскова (предположительно родного города писателя) был Троицкий собор. При создании трактатов Ермолай использовал многочисленные источники, важнейшим из которых помимо книг Священного Писания и сочинений отцов церкви является Толковая Палея. Открывающее «Книгу о Святой Троице» «Слово о троичности и единстве» («Слово преболшее начинаем о превышнем пребезначалнем Божественем Живоначалнем существе пребезначалнаго Бога Отца, и сопребезначалнаго единороднаго Слова Сына Божия, и сприсносущнаго Пресвятаго Животворящаго Духа, о троичестве и о единьстве верующим убо и почитающим ко исправлению истинне, неверующим же и непослушающим к болшему погибелному осужению») посвящено критике основных положений современных Ермолаю еретических течений и изложению основ православного вероучения. Своих оппонентов Ермолай называет «иновернии... богоборнии... неверующии... бесерменстии еретики», «пребеззаконии и каменосердечнии жидове», «проклятии лютери». Исследователи видят в них не только иноверцев (магометан, иудеев, лютеран), но в большей степени представителей русского реформационного течения середины XVI в., особенно сильного на севере Руси, в частности, Феодосия Косого (А.А. Зимин, Александр Ильич Клибанов). Еретики, по свидетельству Ермолая, отрицали троичность Бога, говоря, что чтут «единого Бога», утверждали человеческую природу Иисуса Христа, признавали таинство крещения только в случае совершения обряда обрезания, отрицали воскресение мёртвых, выступали против иконопочитания.

 



 
PR-CY.ru