ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - Страница 4

Среди должностных лиц константинопольского пресвитериума были эконом; сакелларий, заведовавший монастырскими делами; скевофилакс – ризничий; хартофилакс – хранитель официальных документов; сакеллий, на попечении которого находились приходские церкви и приходское духовенство; протэкдик – главный ходатай по церковным делам; протопресвитер, которому вверялись богослужебные дела и испытание ставленников в пресвитеры и диаконы; иеромнимон, помогавший протопресвитеру в заведовании богослужебными делами; канстрисий – помощник скевофилакса; референдарий – посредник между епископом (или патриархом) и государственной властью; логофет – счетовод и помощник протэкдика и хартофилакса; ипомниматограф – помощник хартофилакса, заведовавший нотариальными делами. За исключением протопресвитера, все эти должностные лица могли быть не пресвитерами, а диаконами. После упразднения института хорепископов отдельные части епархии стали управляться пресвитерами, так называмыми периодевтами, назначаемыми епархиальными архиереями. Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа. Должности периодевтов и протопопов не являлись пожизненными и не обозначали особую степень церковной правительственной иерархии, или сан. В греческих церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в настоящее время эта должность не получила такого развития, как в России, где епархии во много раз превышают греческие числом пасомых и количеством приходов, и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять прямой надзор над всеми приходами. Русская православная церковь основана как митрополия Константинопольского патриархата. Аналогично византийским митрополиям она была разделена на епископии. Права и обязанности епархиального архиерея в Древней Руси соответствовали каноническим требованиям. Он был верховным учителем, предстоятелем и высшим начальником в своей епархии. Епископ, правивший епархией, границы которой могли совпадать с границами удельного княжества, являлся часто главным советником князя и в государственных делах; поэтому епископский сан был окружён несравненно большим почётом, чем в Византии; этому способствовали также обширность и многолюдность русских епархий. Институт викарных епископов неизвестен Древней Руси. При митрополите иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении собственной епархией. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий, при жизни Феогноста, не имея своей епархии, был помощником первоиерарха. После падения Золотой Орды епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и после учреждения патриаршества носившие титул Крутицких митрополитов, исполняли обязанности помощников Московских первосвятителей в управлении митрополичьей областью, а позже – Патриаршей областью. В 1698 г. патриархом Адрианом и царём Петром I Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) было разрешено иметь викария. Как и в греческих епархиях византийской эпохи, в Древней Руси коллегиальным помощником архиерея в управлении епархией был своеобразный пресвитериум: епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на «соборики». Постоянными помощниками архиерея являлись клирики (крылошане) соборного храма.

 



 
PR-CY.ru