ЕМЕЛЬЯНОВ Николай Сергеевич - Страница 2

Сохранилось несколько икон 1910–1912 гг. из Феодоровского собора в Царском Селе (все в собрании музея истории религий), подписанных Н.С. Емельяновым, как правило, в правом нижнем углу средника: парные иконы Московского митрополита Алексия и Московского митрополита Петра с 12 клеймами Жития (обе имеют подпись в правом углу средника: «пис. Н. Емельяновъ 1910 года»); Феодоровская икона Божьей Матери в серебряном басменном окладе, изготовленном московским товариществом «П.И. Оловянишникова и сыновья»; образ «Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град»; иконы «Мученик Трифон», «Священномученик патриарх Ермоген» («писалъ Н.С. Емельяновъ»), «Мученица Наталия» («писалъ Н.С. Емельяновъ 1911 г.»), «Изображение святых, празднуемых (20) октября» с образом в среднике праведного Артемия Веркольского, поражённого молнией, по сторонам – апостол Лука и великомученик Артемий («Пис. Н. Емельяновъ 1910 г.»). Подпись иконописца с датой 1913 г. стоит на разъёмном деревянном пасхальном яйце с изображением Воскресения Христова, Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божьей Матери (музей истории религий). Как и другие известные мастера того времени, Н.С. Емельянов выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» – список новгородской иконы начала XVI в. из собрания Николая Петровича Лихачёва (Русский музей); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (музей истории религий). Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты начала XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 1680 гг. предположительно работы Гурия Никитина из церкви во имя пророка Илии в Ярославле. Икона Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Н.С. Емельяновым около 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. (Н.?) Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы И.П. Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьёй полковника Дмитрия Николаевича Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе. Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества Василием Павловичем Гурьяновым, братьями Михаилом Осиповичем и Григорием Осиповичем Чириковыми, Михаилом Ивановичем Дикарёвым и его сыновьями (Иваном и Михаилом), Н.С. Емельянов участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге (1910–1914 гг.; архитектор Степан Самойлович Кричинский). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала профессору Николаю Васильевичу Покровскому, проект пятиярусного резного иконостаса был сделан С.С. Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас церкви в честь Грузинской иконы Божьей Матери на Варварке в Москве, для нижнего – иконостасы ярославских храмов), осуществлён Иваном Михайловичем Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П.И. Оловянишникова сыновья». Н.С. Емельянов написал в пятый, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, как полагают исследователи, центральный образ Саваофа (все в собрании музея истории религий).

 



 
PR-CY.ru