ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА

ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА (1864–1918 гг.) – великая княгиня, преподобномученица (память 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Полное имя – Елисавета Александра Луиза Алиса (в семье её называли Элла), крёстное имя Елисавета – в память о семейной прародительнице Елисавете Тюрингской. Дочь великого герцога Гессенского Людвига IV и великой герцогини Алисы, урождённой принцессы Великобритании и Ирландии. Старшая сестра императрицы Александры Фёдоровны. Получила хорошее домашнее образование, большое внимание уделялось музыке и рисованию. В семье детей воспитывали в христианской атмосфере, прививали милосердие, учили заботе о больных, формировали культуру общения с людьми разных социальных слоёв. После смерти матери от дифтерии (14 декабря 1878 г.) Элла воспитывалась в Англии под наблюдением бабушки, английской королевы Виктории. В ноябре 1883 г. в Дармштадте состоялась помолвка принцессы Эллы и великого князя Сергея Александровича, 3 июня 1884 г. – венчание в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Супруги жили во дворце Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец), построенном архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в 1846–1848 гг. на Невском проспекте. Здесь бывали члены императорской фамилии, государственные деятели, иностранные посланники, деятели культуры и искусства. Великая княгиня участвовала в домашних спектаклях, в постановке «Евгения Онегина» исполняла роль Татьяны, Онегина играл цесаревич Николай Александрович. Великая княгиня знакомилась с историей России, учила русский язык, брала уроки рисования у академика исторической живописи Михаила Петровича Боткина. Совместная жизнь супругов строилась на христианских началах. В духовной жизни на Эллу большое влияние оказывал муж. Как паломники они посетили Вышинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (в сентябре 1886 г.) и Святую землю (в сентябре-октябре 1888 г.), после чего великая княгиня решила перейти в православие (по законам Российской империи она имела право не принимать православие). 1 января 1891 г. она написала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии... Я всё время думала, и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Она отметила, что муж никогда не старался принудить её к выбору православной веры, предоставляя это её совести. «Как было бы просто, – продолжала она, – оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь?! Я думала, и думала глубоко обо всём этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Таин вместе с моим мужем... Я не могу откладывать этого».

 



 
PR-CY.ru