ЕВСЕВИЙ ГАЛЛИКАН

ЕВСЕВИЙ ГАЛЛИКАН, Евсевий Галльский – условный автор гомилиария (сборника проповедей), составленного в Южной Галлии в V в. и получившего окончательную обработку в VII в. В 1547 г. Жан Геньи издал в Париже сборник из 56 гомилий, найденный им в рукописи XII в., которые приписывались Эмесскому епископу Евсевию. В содержании сборника значилось 75 проповедей, что позволяет исследователям говорить о неполноте сохранившегося экземпляра. Десять проповедей монахам были известны и раньше как отдельный сборник (изданный в Кёльне в 1531 г.). В конце XVI в. Жан Ливенс обнаружил в Антверпене другой манускрипт каролингской эпохи (IX в., 1651–1652 гг.), в котором содержалось 75 проповедей. Впервые весь сборник был издан Андреасом Шоттом в Кёльне в 1618 г. в шестом томе серии «Magna Bibliotheca Patrum». В новом издании (Лион, 1677 г.), вышедшем в серии «Bibliotheca Maxima Patrum», были использованы обе рукописи. Сборник гомилий монахам надписан именами Евсевия Эмесского, Евсевия Кесарийского или Кесария Арелатского. Последнее обстоятельство позволило кардиналу Цезарю Баронию предположить, что проповеди были составлены в Южной Галлии. Однако это произошло до святителя Кесария, который использовал этот гомилиарий в собственных проповедях, и после окончания арианских споров и утверждения Никео-Константинопольского Символа веры, известного автору. Авторство сборника исследователи не могут приписать умеренному арианину Евсевию Эмесскому из-за чётко выраженного кафолического характера проповедей. А. Шотт согласился с мнением Цезаря Барония, что сборник был составлен в V в. в Южной Галлии, и сделал предположение о существовании церковного писателя по имени Евсевий, впоследствии забытого и перепутанного с Евсевием Эмесским (некоторые подлинные проповеди Евсевия Эмесского, переведённые на латынь, пользовались на Западе большой известностью). Однако Геннадий Массилийский, написавший в Южной Галлии в 490 гг. продолжение сочинения Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» и осведомлённый обо всех значительных галльских церковных писателях, ничего не знал о составителе столь объёмного гомилиария. Гипотеза об историческом существовании Евсевия Галликана была отвергнута. Возможными авторами гомилий исследователи называли Евхерия Лугдунского, Илария Арелатского и Фавста Рейского (Регийского). Поскольку в проповедях содержатся отголоски полемики с монофизитами, исследователи считают, что авторство не может принадлежать Евхерию или Иларию, которые скончались до четвёртого Вселенского собора. Гипотеза об авторстве Фавста Рейского подкреплялась наличием в сборнике проповеди о Максиме Рейском, произнесённой по случаю годовщины смерти святителя лично знавшим его человеком. Фавст, который подвизался с Максимом в Леринском монастыре, впоследствии стал его преемником – настоятелем в этой обители, а затем и епископом на кафедре в Рейях (ныне Рьез, Франция).

 



 
PR-CY.ru