ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 33

По мнению Епифания Кипрского, церковь Божья существовала «от века», т.е. от самого начала мира, будучи созданной вместе с Адамом и предвозвещённой праотцами и пророками, но открылась она только «по преемству времени в результате телесного пришествия Христова» и «явилась во Христе и существует со Христом». Рождённая во Христе «от одной веры через Святого Духа», церковь есть «христианство, поистине изначально так названное с Адамом и до Адама и прежде всех веков со Христом волей Отца и Сына и Святого Духа, и со всеми во всяком роде благоугодившими Богу удостоверяемое, и во время Его пришествия ясно открывшееся в мире». Епифаний Кипрский учит, что только кафолическая и апостольская церковь является «путём истины», «основанием и учением истины», ибо она в неповреждённом виде хранит «евангельское учение и проповедь Царства – этот единственный источник спасения и истинную веру». Церковь «получила совершенную благодать от Бога и знание от Самого Спасителя через Духа Святого»; так что «те истины веры, которые были изначально услышаны от Господа, остаются в святой церкви Божьей, и поэтому в Господе сохраняется святая церковь Божья и православная вера». Церковь также приняла истинную веру «от святых отцов, то есть от святых апостолов» Господних. Хотя церковь «распространена по всей вселенной до крайних пределов земли», но, получив «от апостолов и их учеников» истинную веру, она «тщательно хранит её, как бы обитая в одном доме, и подобно верует этому, словно имея одну душу и одно и то же сердце, и согласно проповедует, учит и передаёт это, словно обладая одними устами». Епифаний Кипрский указывает на важное значение, которое в вере и жизни церкви имеет устное апостольское предание, поскольку «святые апостолы одно передали в Писаниях, а другое – в преданиях». Действительно, как замечает Епифаний Кипрский, «письменно и устно наставлял Отец, то есть Бог, Единородный (Сын) и Святой Дух, наша же Матерь Церковь имеет положенные в ней ненарушимые уставы, которые не могут быть упразднены». Согласно Епифанию Кипрскому, эти «пределы и основания для назидания веры установили нам и предания апостолов, и священные Писания, и преемства учителей, так что истина Божья защищена отовсюду». Основанием апостольской веры он считает исповедание апостола Петра (Мф. 16:16): «Святой Пётр, главенствующий среди апостолов, стал для нас воистину твёрдым камнем, утверждающим веру Господа, на каковом камне во всём созиждена Церковь». Высшее выражение апостольской веры Епифаний Кипрский видит в Символе веры, провозглашённом отцами Никейского собора: «Эта вера передана от святых апостолов и (утверждена) в Церкви во святом граде единодушно от всех бывших тогда святых епископов, числом более трёхсот десяти». Основываясь на словах из Книги Песни Песней (Песн. 6:7–8), Епифаний Кипрский отличает от единой истинной церкви Христовой – «Царицы» и «Невесты» Небесного Царя – во-первых, «шестьдесят цариц», т.е. 60 родов праведников от Адама до Христа, подготавливавших Его пришествие и явление Его церкви, и, во-вторых, «восемьдесят наложниц», т.е. 80 различных ересей, возникших как во времена «цариц», т.е. до первого пришествия Христова, так и после Его пришествия.

 



 
PR-CY.ru