ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 2

Он не продвинулся далеко в занятиях светскими науками, о чём свидетельствуют простота стиля его сочинений, отсутствие в них точных сведений о греческой философии и точных цитат из классических авторов. Однако, по сообщению Иеронима Стридонского, имел блестящие способности к изучению языков: овладел греческим, сирийским, еврейским, коптским и латинским языками. В Египте Епифаний Кипрский познакомился со знаменитыми подвижниками и «был наставлен лучшими монахами», наиболее известными из которых были преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий. Он мог знать их обоих: Антоний был духовным отцом палестинского монаха Илариона Великого (впоследствии игумен), который стал духовным отцом Епифания Кипрского; так что Епифаний Кипрский мог воспринять учение Антония или непосредственно от него, или через Илариона, оказавшего огромное влияние на духовное формирование юного Епифания Кипрского; с ним его связывала длительная дружба вплоть до смерти Илариона. Исследователи предполагают, что Епифаний Кипрский долгое время подвизался в одном из египетских монастырей, организованном по уставу Пахомия Великого; здесь он мог воспринять отрицательное отношение Пахомия к Оригену (что, впрочем, спорно в отношении самого Пахомия). По мнению исследователей, Епифаний Кипрский был знаком с египетскими монахами-оригенистами. В ранние годы в Египте он встретился с представителями гностических ересей, опровержение учения которых написал впоследствии: гностиками «вольных нравов», сифитами, последователями Иеракса. В Египте Епифаний Кипрский сформировался и как догматист: изучал труды знаменитых александрийских епископов-богословов – Петра I Александрийского, Александра Александрийского и особенно Афанасия I Великого, от которого воспринял верность никейскому учению о единосущии и отрицание арианства в любых его формах. В 335–340 гг. (согласно анонимному предисловию к «Анкорату», в возрасте около 20 лет) Епифаний Кипрский покинул Египет и вернулся в Палестину. В окрестностях Элевтерополя он, как полагают исследователи, на средства, доставшиеся ему по наследству, основал общежительный монастырь, где продолжил аскетические подвиги. Там же был поставлен «пресвитером монастыря», т.е., вероятно, игуменом, и оставался на этом посту вплоть до 367 г. К нему стало стекаться немало посетителей, и сам он поддерживал тесные отношения со многими православными епископами – жертвами арианской политики императора Констанция II: с Афанасием Великим Епифаний Кипрский встречался, как полагают исследователи, после 349 г. или в 362 г., во время посещения Афанасием Антиохии, с Евсевием Верцелльским – в Скифополе, куда тот был сослан после Медиоланского собора 355 г., а также, по всей вероятности, с Луцифером Каралитанским, сосланным тогда же в Элевтерополь. Уже в этот период Епифаний Кипрский проявил себя как ревностный борец с ересями: изобличил в гностической ереси и анафематствовал некоего старца Петра, бывшего пресвитера города Диосполя, который распространял своё учение в селении Кафар-Бариха, расположенном недалеко от Хеврона. Как сообщает Иероним Стридонский, Епифаний Кипрский был всегда окружён столь большим уважением, что даже «правящие еретики» (regnantes haeretici), т.е., как полагают исследователи, арианствующие епископы, считали позором преследовать такого человека.

 



 
PR-CY.ru